Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
is r ш . ШАБАЛИН Александр Осипович 22.10.1914, д. Юдмозеро Архангельской губернии - 16.01.1982, г. Ленинград ■■■т г * ^ а Щ . Л З я®. Штурман на судах Мурманского тралового фло- та, военный моряк, дважды Герой Советского Союза^ контр-адмирал (1966 г.), почетный гражданин г. Архан гельска (1978). С 1931 года - в Мурманске: юнга, матрос РТ «Краб» МТФ. Затем тралмейстер, после учебы в морском рыбо- J j промышленном техникуме - штурман РТ-11 «Ваер». @ В 1936 году призван в ВМФ. После учебного отряда в Кронштадте служил в бригаде торпедных катеров Бал тийского флота. В советско-финскую войну 1939-1940 * годов командовал торпедным катером. В годы Великой Отечественной войны потопил на своем катере ТК-12 большой транспорт противника. А через полтора месяца отправил на дно еще один транс- ^ порт, на борту которого находились 2000 горных егерей. К началу 1944 года на личном счету Шабалина было уже 7 потопленных кораблей про- ’ тивника. Он имел четыре боевых ордена, а вскоре был награжден Золотой Звездой Героя Со ветского Союза (Указ от 22.02.1944 г.). Второй медалью «Золотая Звезда» отважный катерник был награжден за успешное проведение Печенгской десантной операции, когда в ночь с 12 на 13 октября 1944 года группа торпедных катеров ворвалась в порт Лиинахамари. Первым высадил десант катер Шабалина. После войны - командир бригады надводных кораблей, зам. начальника штаба флота. В 1969-1975 годы - заместитель начальника Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Имя А. О. Шабалина присвоено улицам Архангельска, Мурманска, п. Лиинахамари и площади в г. Онеге, где установлен бронзовый бюст героя. Его именем было названо рыбо промысловое судно типа «Моонзунд» (Германия, Штральзунд, 1988). РЫБАЦКАЯ ЮНОСТЬ Из очерка военного корреспондента Тимура Гайдара Рыболовный траулер «Краб» шел на промысел по Кольскому заливу. Матросы готови ли снасти. Капитан, присматриваясь к знакомым мыскам, вел судно по фарватеру. Низкое се рое небо, черные берега, птичьи стаи над скалами - все это было ему знакомо и привычно, как запах рыбы, пропитавший «Краб» от киля до кончика невысокой мачты. -Д е р ж и левее, вправо не ходить! - сердито сказал он рулевому, завидев силуэты су дов. Потом торопливо обернулся к корме: - Шабалин! Давай на флаг... Не видите, черти, что ли? Но моряки видели как, строго выдерживая равнение, с чуть откинутыми назад строй ными мачтами, по заливу шли не бывавшие здесь, на Севере, корабли - эскадренные ми ноносцы. Ярко горела надраенная медяшка. У орудий замерли краснофлотцы. Разрезанная острыми форштевнями вода выворачивала глубокую подкладку. Это был 1933 год. Страна поднимала на Севере города и заводы. Как страж великой стройки пришли сюда с Балтики первые эсминцы —ядро Северного флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz