Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

4. Энциклопедия Русского Севера А. П. Энгельгардта Настоящую энциклопедию Русского Севера кон­ ца XIX века оставил нам архангельский губернатор А. П. Энгельгардт (1845-1903). Вступив в должность и наметив программу преобразований, он побывал в самых отдаленных уголках Поморья. Результатом поездок стали путевые записки, которые печатались в петербургском журнале «Русское судоходство» за 1895-1896 гг. Собранные вместе и дополненные, эти записки составили книгу, вышедшую в 1897 году. Пу­ бликуем отрывок из этой книги. Русский Север. Путевые записки (СПб: изд. А. С. Суворина, 1897) «Северный океан у берегов Мурмана и Белое море представляют богатую местность для рыбной промышленности: уловы трески на Мур- мане, сельдей в Белом море, наваги в Мезенском заливе и проч. столь обильны, что могли бы снабжать всю среднюю и восточную часть России и обе столицы превосходною дешевою рыбою; между тем русские потребители уплачивают ежегодно иностранцам несколько мил­ лионов рублей за рыбу, которая привозится в порты Балтийского моря... Нельзя упускать из виду, что из всех морей, омывающих русские берега, только в Бе- лом море и в Северном океане Россия может считать себя полным хозяином и что только из i f незамерзающих вод Мурмана с его прекрасными гаванями, окруженными неприступными гранитными скалами, русский флот во всякое время может иметь свободный выход на про­ стор открытого океана и во все страны мира. ...Само собою разумеется, что все мои заботы, вся моя деятельность были направлены к тому, чтобы всеми мерами содействовать успешному и скорейшему осуществлению на- меченных мероприятий по устройству в губернии рельсовых путей, пароходных сообщений, телеграфов и порта на Мурмане; все прочее явится само собою и не потребует уже особого напряжения энергии, сил и капиталов. Устройство телеграфной линии между главными колониями и становищами по Мур- майскому берегу представляется необходимым потому, что рыба приплывает к берегам не всегда к одним и тем же местам, не в одинаковом количестве и не в одно и то же время. Случается, что в одних становищах, за отсутствием хода рыбы, промышленники сидят без дела, тогда как в других, соседних, такое изобилие рыбы, что местные промышленники не в состоянии наловить ее в том количестве, в каком это было бы возможно при больших силах. В Норвегии, где все главные места лова соединены между собою телеграфом, как только рыба появляется в таком количестве, что местные средства оказываются недостаточ­ ными, тотчас об этом дается знать другим промышленникам; немедленно являются паро­ ходы, которые подвозят снасти, лодки, бочки, соль, людей и пр. Таким образом, улов полу­ чается более обильный, а прибыль от промысла распределяется более правильно между J-* большим числом промышленников. В этих случаях необходима поспешность еще и потому, / что рыба не ждет на одном месте, а через некоторое время исчезает. \ \ іомы шлей ники

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz