Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

МАШЕНДЖИНОВ Исидор Яковлевич 05.08.1905 г. Николаев Херсонской губернии - ? Организатор рыбной промышленности, в 1939-1946 годы - начальник Мурманского морского рыбного порта. Окончил гимназию и военно-политические курсы 14-й армии (1920) в г. Кременчуг. Рй- ботал в Николаевской губернской ЧК, ходил матросом на судах Северной гидрографической"®^^, экспедиции, служил на Балтийском флоте. С 1931 года - в лаборатории НИИ холодильной промышленности в Ленинграде, в 1933-1934 годы - директор этого института. С1936 года в Мурманске - помощник капитана по политической части на промысловых судах. С 1938 года - в рыбном порту. ПОРТ ЖИЛ, БОРОЛСЯ, РАБОТАЛ Из воспоминаний начальника ММРП Я. С. Бургутто С 1942 года, когда в порту развернулась выгрузка боеприпасов и продовольствия с транспортов, на причалах были установлены два портальных и два железнодорожных крана. Чтобы переправлять грузы с судов непосредственно в вагоны, представитель Ставки Верхов­ ного Командования И. Д. Папанин поручил нам срочно построить железнодорожные пути к причалам. Мы делали их днем и ночью. Не хватало рельсов, креплений, шпал, отсутствовал балласт, не было транспорта для его подвоза. Ремонтники тт. Розаков, Бикинеев, Золотавин, Лыков под руководством мастера И. А. Сулякаева проявили большую изобретательность. Они разбирали концы тупиков и использовали материалы на новое строительство. Рельсы и шпалы они таскали вручную. Из-за бомбежек часто приходилось по нескольку раз переделывать одно и то же. Но работы не прекращались и во время налетов. Была разрушена половина здания управления порта, погибло шесть портовиков. Одна из бомб разорвалась у причала, где выгружались транспорты. Железнодорожный кран упал в залив. Одна бомба попала в котел первой котельной, но, к счастью, не разорвалась. От другой загорелись склады и деревянные ограждения порта. В нескольких местах были разбиты водопровод и желез­ нодорожные пути, разрушены электросеть, связь и столовая. Около порта прямым попадани­ ем засыпало выход из убежища. Более 200 человек оказались в ловушке. Вместе с рабочими ры­ бокомбината и тралового флота портовики шесть часов разры­ вали убежище, извлекая из него еле живых, задохнувшихся лю­ дей. Налеты авиации случались иногда по 15-16 раз в сутки. Но, несмотря на все это, порт жил, боролся и работал. Газета «Рыбный Мур­ ман» 1977 года. Пожар в порту после авианалета в Мурманске, 1942 год

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz