Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

Мурманские поморы ка, удерживается стоимость забранно­ го, причем как за товар, так и за улов хозяин, конечно, устанавливает цену по своему произволу. В конце концов, в большинстве случаев оказывается, что промышленник не только ничего не получает на руки, а остается еще в долгу у хозяина. Переходящая из года в год задолженность промышленников хозяевам служит причиною тому, что покрученники до сих пор еще удержи­ ваются среди онежских и кемских про­ мышленников. Впрочем, «покрут» и сам по себе с каждым годом слабеет, так как с уч­ реждением правильного пароходства и с развитием экономической жизни на Мурмане промышленники получи­ ли возможность приобретать, хотя бы в долг, суда, снасти, продовольствен­ ные припасы и проч. на месте и добы-J/0 чу продавать тотчас после улова тем же торговцам, которые устроили на Мур­ мане склады, лавки и присылают на ф Мурман суда для нагрузки и посолки рыбы, скупаемой непосредственно у промышленников по возвращении их с моря»*. Зададимся вопро­ сом: а почему покрут удерживался лишь сре­ ди онежских и кемских промышленников, то есть карелов, а не ар­ хангельских или терских поморов? Да потому что поморы с морем, с про­ мыслом связывали всю свою жизнь без остат­ ка, потому что, в конце концов, они были более предприимчивыми, чем жители северной и сре­ динной Карелии, чьи дома не смотрели окна- ми на море. * Изд. «Русская земля. Область крайнего севера». Г. /, 1899. (Ссайта «Кольские карты»: http://kolamap.ru/library.htm) .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz