Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

и сделала по нашему судну два выстрела. Мы удачно сманеврировали, ушли из-под обстрела. Было первое августа 1941 года. А на следующий день меня назначили командиром корабля Беломорской военной флотилии. Несли дозор в Кандалакшском зали- ве, держали противовоздушную оборону. На корабль был вооружен двумя пушками - соро- капятками. Не один раз отбивали атаки само­ летов, как-то в заливе обнаружили две плава­ ющие мины и уничтожили их. В ноябре 1941_ года я получил приказ отбыть в распоряжение морской базы. ...Мы стояли около острова на якоре. Транспорты «Фрунзе» и «Красин», груженные боеприпасами, заходили в гавань. Внезапно из-за облаков вывалились немецкие самолеты, мы открыли по ним огонь. Артиллерист Нико­ лай Шепелев попал в немецкую машину. За ней потянулся длинный дымный хвост, а за мысом самолет рухнул. Жестокие схватки с фашистскими стервятниками, бывало, трагически заканчивались и для нас. Фашисты подбили СКР-76. Нам удалось снять с него команду и доставить ее с рейда на берег. Затонул при бомбежке СКР-19, но часть команды была спасена. СКР-25, которым командовал знаменитый Всеволод Алексеевич Киреев, таранивший вражескую подводную лодку, стоял на рейде, когда на него упала бомба. Носовая часть судна отвалилась, но СКР успел все-таки выскочить на берег.. С начала войны и в последующие годы мы сопровождали караваны судов, которые до­ ставляли из Архангельска в Арктику народнохозяйственные грузы, из Дудинки в основном шел уголь. Летом 1943 года мы в составе конвоя должны были привести на Нарьян-Мар 15 пароходов. Это были небольшие буксиры с малой осадкой. В открытом море своим ходом они идти не могли из-за плохой остойчивости на воде. Пришлось взять их на буксир. Наш ТЩ-58, бывший РТ «Жданов», шел впереди, поставив змейковые тралы и включив акустиче­ ские приборы. В ночь на 25 июля при входе в Югорский Шар со стороны Баренцева моря, как сейчас точно помню, в 2 часа 40 минут, наш корабль подорвался на мине. Память сохранила все подробности того дня. Я находился в штурманской рубке. Когда корабль содрогнулся от взрыва, увидел выброшенных чудовищной силой за борт людей и огромный столб воды. В следующее мгновение корабль пошел на дно. Шинель мою чем-то зацепило, и я едва выбрался из рубки и всплыл. Мачта корабля на три метра возвышалась над водой. Возле нее плавал, держась за антенну, радист Самарин. Из 47 человек команды оказались в живых и спаслись 37 человек, семеро из нас были тяжело ранены. Позже я уз­ нал, что в тот же день, 25 июля, у меня дома родился сын... После выхода из госпиталя я получил новый корабль-ТЩ-59 «Нева», на котором пла­ вал до победных дней 1945 года. Мы тралили мины и продолжали проводку караванных судов. Газета «Рыбный Мурман» (№ 11980 года).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz