Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
КАПИТАН С ТРУБКОЙ к- м , Промысловый дрифтербот Из воспоминаний ветерана войны и труда А. С. Храповицкого - Санбот? Что это такое? - спросит читатель. Действительно, сегодня не многие знают о санитарных судах Северного флота, сыгравших заметную роль в спасении раненых в годы Великой Отечественной войны. В начале войны медико-са нитарному отделу Северного фло та были переданы три рыболов ных дрифтербота. Это небольшие тихоходные деревянные суда, на которых рыбаки ловили в основ ном сельдь. Их дооборудовали: сделали в трюме трехъярусные нары, вооружили пулеметами «максим». И на ходовом мостике сверху нанесли красный крест - думали, санитарное судно враг не тронет. Суда назывались МСО-1, МСО-2 и МСО-3. Были еще борто вые номера - ПМБ. По фронту ходила легенда о МСО-1 (ПМБ-87), где «капитан с трубкой». Называли его «удачливым»: из любых переделок санбот выходил целым и невредимым, многим раненым он спас жизнь. А это нередко зависело оттого, как быстро они с поля боя или из фронтового лазарета будут доставлены в госпиталь. «Капитан с трубкой», бывший штурман Мурман ского тралового флота Леонид Николаевич Груздев, обладал не только хорошими знаниями судовождения, умело их применял в боевой обстановке, но - и это главное - имел крепкую, как принято говорить в таких случаях, «железную» выдержку. Он своим спокойствием (чего оно ему стоило!) вселял уверенность в команду и раненых: «Все будет в порядке!». А «поря док» этот предполагался в минуты, казавшиеся часами: рвались снаряды, бомбы, завывали моторы самолетов, слышались пулеметные очереди, стоны и проклятья... Капитан, манев рируя при обстреле и бомбежке, не расставаясь с курительной трубкой (подарок, вероятно), зажатой в зубах, как бы говорил: «Ничего, прорвемся!» И прорывались! На Рыбачьем раненые, узнав об эвакуации на Большую землю, вновь и вновь просили врачей отправить их на боте МСО-1, где «капитан с трубкой». (Был он здесь сначала командиром отделения рулевых, а с мая 1942 года и до Дня Победы - командиром бота.) - С первых дней июля сорок первого началась высадка тактических десантов. Наши войска вели бои в районе реки Западная Лица, - рассказывал Л. Н. Груздев. - Помню первое задание: принять и вывезти раненых из зоны боевых действий. У немецкой авиации мы на виду, но нас это не очень тревожит: на ходовом мостике выложен большой знак Красного Креста. Подходим к колхозному причалу. Только приняли первых раненых, как на причал об рушились мины - кто бы мог подумать, что егери обстреляют судно, на котором ясно виден белый флаг с Красным Крестом, ведь это запрещено международными правилами ведения войны. Но фашисты - изверги, в этом мы убедились в первом же рейсе. ...От причала перешли к отмели. Краснофлотцы на руках, по пояс в воде (и летом не очень-то теплой) переносили раненых, стараясь не причинить им лишней боли, успокаи вали: «Потерпи, браток...». Вот пора и уходить. Враг это заметил - огонь усилился. Но без
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz