Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
Самоотверженно трудились на судах тралфлота и предприятиях берегового обслужи вания мурманские женщины. Имена матросов Ольги Макеевой и Таисии Печенкиной, ради- „ IЩ —иИЙІ сток Анастасии Безменовой и Ольги Корниенко, штурмана Анны Музыка вписаны золотыми gjg буквами в историю военного Мурманска. А вот еще три женские судьбы мурманского лихо- летья. т .- С первых дней войны, не желая эвакуироваться, попросилась на работу в море Мария Аношко. Сначала плавала коком на «Енисее». После того как траулер погиб от торпеды,^ 1“ чем рассказывалось выше, Мария еле живая добралась до берега. Казалось, столько страх натерпелась и от подводных пиратов, и от немецких самолетов, и от мин, и от морозов с ветром, что больше в м о ре - ни-ни. Но нет, подлечившись, Мария вновь направилась на про- | l # мысел - на этот раз ее зачислили на старенькую «Камбалу». И этот траулер вскоре затонул Ѳ — • ' от вражеской бомбы - опять бушующее море, спасение и лечение. После небольшой паузы — Аношко вновь отправилась в море, и опять бомбежка, и опять гибель судна - РТ-103 «Побе да». И в третий раз - очень редко так случалось на войне - девушку спасли. " •*.- Мужественно вела себя в море радистка А. И. Таничева. В самом начале войны на тра-~ ^ улер РТ-32 «Кумжа» напали эсминцы врага и стали расстреливать прямой наводкой. Экипаж пытался спасти судно, хотя в борту зияли огромные пробоины, снарядами снесло мачту и _ трубу. Рыбаки тушили пожар, боцман с матросами накладывали пластырь, а тяжело ранен- ф ная и истекающая кровью радистка не отходила от аппаратуры, держала связь. После вы здоровления Таничева снова ушла в плавание и вновь десятки раз подвергалась опасности. На маленьком мотоботе «Лебедь» ходила мотористкой Анна Устиновская. Мотобот де лал челночные рейсы на Рыбачий. Туда везли снаряды, патроны, бомбы, мины, бензин, продукты. Обратно переправляли раненых. За «Лебедем», как и за другими судами, посто янно охотились фашистские стервятники. И тут многое зависело от скорости судна, от работы мотора. И Анна не подводила, не раз спасала бот от неминуемой, казалось бы, гибели. При j одном воздушном налете судно получило тяжелые повреждения. Спасая его от гибели, мо тористка вместе со всей командой накладывала пластырь и была тяжело ранена. За муже ство, проявленное в бою, ее наградили орденом Красной Звезды. Самоотверженно работали мурманчанки и на берегу. Они шили спецодежду, белье, рукавицы для рыбаков, грузили на траулеры уголь, соль, лед, продукты. Когда понадобились новые тралы и нужно было создать сетевязальную мастерскую (старое здание сгорело от бомбы), в спортзале ДМО собрали 13 сетевязальщиц. Отыскивали их по всему городу, так как большинство специалистов по вязке сетей либо эвакуировались, либо делали маски ровочные сети для армии и флота. Но уже через неделю был сделан первый небольшой трал, а дальше дело пошло веселее. К концу 1942 года мастерицы - а их уже было более сорока - перебрались в просторное помещение в здании морского техникума. Правда, оно было полуразрушено, но ничего - подремонтировали и стали вязать. Вскоре возникло но вое затруднение: кончились запасы прядена - сырья, из которого вязали тралы. Ленинград, .^ до войны снабжавший тралфлот пряденом, находился в блокаде, а архангельскую фабрику немцы сожгли. Тогда собрали со всего побережья старые тралы и сети, распороли их и стали t сшивать по-новому. * * * ш . 5 февраля 1942 года бюро Мурманского обкома партии в соответствии с постановле- | нием ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О переводе флота рыбной промышленности на военизиро ванную службу» приняло решение о военизации тралового флота, рыбного порта, мехма- стерских. В составе Мурманской базы военизированного тралового флота были созданы . ' З й в » -К * .- ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz