Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

Самоотверженно трудились на судах тралфлота и предприятиях берегового обслужи­ вания мурманские женщины. Имена матросов Ольги Макеевой и Таисии Печенкиной, ради- „ IЩ —иИЙІ сток Анастасии Безменовой и Ольги Корниенко, штурмана Анны Музыка вписаны золотыми gjg буквами в историю военного Мурманска. А вот еще три женские судьбы мурманского лихо- летья. т .- С первых дней войны, не желая эвакуироваться, попросилась на работу в море Мария Аношко. Сначала плавала коком на «Енисее». После того как траулер погиб от торпеды,^ 1“ чем рассказывалось выше, Мария еле живая добралась до берега. Казалось, столько страх натерпелась и от подводных пиратов, и от немецких самолетов, и от мин, и от морозов с ветром, что больше в м о ре - ни-ни. Но нет, подлечившись, Мария вновь направилась на про- | l # мысел - на этот раз ее зачислили на старенькую «Камбалу». И этот траулер вскоре затонул Ѳ — • ' от вражеской бомбы - опять бушующее море, спасение и лечение. После небольшой паузы — Аношко вновь отправилась в море, и опять бомбежка, и опять гибель судна - РТ-103 «Побе­ да». И в третий раз - очень редко так случалось на войне - девушку спасли. " •*.- Мужественно вела себя в море радистка А. И. Таничева. В самом начале войны на тра-~ ^ улер РТ-32 «Кумжа» напали эсминцы врага и стали расстреливать прямой наводкой. Экипаж пытался спасти судно, хотя в борту зияли огромные пробоины, снарядами снесло мачту и _ трубу. Рыбаки тушили пожар, боцман с матросами накладывали пластырь, а тяжело ранен- ф ная и истекающая кровью радистка не отходила от аппаратуры, держала связь. После вы­ здоровления Таничева снова ушла в плавание и вновь десятки раз подвергалась опасности. На маленьком мотоботе «Лебедь» ходила мотористкой Анна Устиновская. Мотобот де­ лал челночные рейсы на Рыбачий. Туда везли снаряды, патроны, бомбы, мины, бензин, продукты. Обратно переправляли раненых. За «Лебедем», как и за другими судами, посто­ янно охотились фашистские стервятники. И тут многое зависело от скорости судна, от работы мотора. И Анна не подводила, не раз спасала бот от неминуемой, казалось бы, гибели. При j одном воздушном налете судно получило тяжелые повреждения. Спасая его от гибели, мо­ тористка вместе со всей командой накладывала пластырь и была тяжело ранена. За муже­ ство, проявленное в бою, ее наградили орденом Красной Звезды. Самоотверженно работали мурманчанки и на берегу. Они шили спецодежду, белье, рукавицы для рыбаков, грузили на траулеры уголь, соль, лед, продукты. Когда понадобились новые тралы и нужно было создать сетевязальную мастерскую (старое здание сгорело от бомбы), в спортзале ДМО собрали 13 сетевязальщиц. Отыскивали их по всему городу, так как большинство специалистов по вязке сетей либо эвакуировались, либо делали маски­ ровочные сети для армии и флота. Но уже через неделю был сделан первый небольшой трал, а дальше дело пошло веселее. К концу 1942 года мастерицы - а их уже было более сорока - перебрались в просторное помещение в здании морского техникума. Правда, оно было полуразрушено, но ничего - подремонтировали и стали вязать. Вскоре возникло но­ вое затруднение: кончились запасы прядена - сырья, из которого вязали тралы. Ленинград, .^ до войны снабжавший тралфлот пряденом, находился в блокаде, а архангельскую фабрику немцы сожгли. Тогда собрали со всего побережья старые тралы и сети, распороли их и стали t сшивать по-новому. * * * ш . 5 февраля 1942 года бюро Мурманского обкома партии в соответствии с постановле- | нием ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О переводе флота рыбной промышленности на военизиро­ ванную службу» приняло решение о военизации тралового флота, рыбного порта, мехма- стерских. В составе Мурманской базы военизированного тралового флота были созданы . ' З й в » -К * .- ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz