Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

Мурманск после очередной бомбежки В первый год войны в силу ряда обстоятельств рыбакам тралфлота было разрешено про­ мышлять всего в 12-ти квадратах j f моря, что составляло один про­ цент довоенной площади лова. В 1942 году площадь промысла по просьбе рыбаков увеличили до 38, а в 1943 году - до 65 квадра- тов. Если вначале на промысле траулеры держались разрознен- но, то потом стали собираться • небольшими группами, чтобы в Л случае нападения противника по­ мочь друг другу. ' Ремонтную базу для рыболовных судов пришлось создавать в войну заново, так как су­ доремонтный завод стал обслуживать военный флот. Подыскивали, оборудовали и утепля­ ли помещения, восстанавливали брошенные станки, подбирали кадры. Только приступили было к ремонту судов, как в декабре 1941 года во время бомбардировки пострадал токар­ ный участок, сгорели соседние помещения. После этого решили судоремонтные мастерские *««, рассредоточить. Часть оборудования оставили на старом месте, на территории рыбного пор- та, а другую —отправили на западную сторону залива. Рассчитывали: если немцы выведут из 4 строя одну мастерскую, то другая все же будет работать. Утром 30 июня 1942 года в механический цех судоверфи попало сразу четыре бомбы. Большую часть крыши словно ветром сдуло, многих ранило. Но уже через час после налета сверху натянули брезент и станки заработали вновь. Прораб А. П. Избицкий вспоминал: - Здания цехов, покрытые серой маскировочной окраской, погрузились в темнот окна были замаскированы. Повсюду воронки от зажигательных бомб. Повреждены тамбуры цехов. На крышах заплаты: заделаны пробоины от прямого попадания бомб. Бомбежки не прекращались. Работающие не уходили домой целыми сутками. К тому же не хватало специалистов, на ходу создавались комплексные бригады, в кото­ рых трубопроводчик помогал слесарю, цементировщик - трубопроводчику. В таких услови­ ях в войну судоремонтники тралфлота восстановили 35 мотоботов и 14 парусников... С августа 1941 года угольная база рыбного порта стала снабжать топливом корабли Северного флота. До войны уголь грузили с помощью ручных тачек: на загрузку траулера в среднем уходило 20 часов. Теперь эти темпы не могли устраивать - на базе поставили транспортеры, гусеничные и железнодорожные краны. Сроки погрузки топлива сократились в пять раз. В начале 1942 года выяснилось, что в Мурманске кончился уголь для рыбопромысло­ вых судов. Как быть? Просить взаймы не у кого: у железнодорожников угля тоже не было, они перешли на дрова. У Северного флота? На эту просьбу язык не поворачивался. И тут один из старых капитанов подсказал, что на угольной базе при бункеровке в мирное время куски угля падали в воду. Проверили - действительно, там было немало этого добра. На од- ( ном из траулеров к стреле приладили грейфер и начали выбирать уголь. Так достали со дна ► * *. f залива 3 тысячи тонн. 13 рейсов сделали траулеры на этом топливе, выловили свыше 100 тысяч центнеров рыбы. Часть добытой рыбы передали войскам Карельского фронта и Северному флоту, а часть в январе 1942 года мурманчане послали в осажденный Ленинград. В первом эшелоне ле- Ѵ) нинградцам отправили тысячу центнеров соленой трески, 520 центнеров сельди, 370 цент­ неров семги и 7,5 тонны рыбьего жира. V S f f t % , -'%.v

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz