Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

Рыбакам пришлось в корне пересмотреть систему рыболовного промысла: уходить в море и ловить рыбу ночью, чтобы не выследил враг; промышлять в туман и непогоду, в те часы, когда нет немецких самолетов. Приходилось работать по 16-18 часов в сутки, ибо матросы-рыбаки и тралили, и обрабатывали добычу, и дежурили у зенитных пулеметов, и наблюдали за морем: нет ли мин, не режет ли волну перископ подводной лодки. Николай Григорьевич Дементьев, ходивший в море старшим механиком на траулере «Дзержинский», вспоминал: «Больше всего нас донимала темнота. Представляете, к а ко в о »© ^ было вести судно, когда не светил ни один маяк! И на самом траулере тоже, конечно, не было ни огонька (маскировка!). К примеру, спускаем трал. Двое матросов с палками ста­ новятся у центральных роликов. Одна палка - на один ваер, другая - на другой. Проходит «марка» - палка вздрагивает в руке. Так и определяли - сколько же вытравлено ваеров». Поначалу рыбаки думали обойтись бассейном Белого моря - как-никак внутреннее море, врагу туда проникнуть труднее. И в августе 1941 года туда пошли промышлять два тра­ улера - «КИМ» и «Абрек». Но Белое море не оправдало надежд - рыбы не было. Пришлось траловому флоту вновь треску ловить в восточной и юго-восточной части Баренцева моря. ^ ,е <‘'"т к т к т " '^ /«/"'У-"/'"' РТ-79 «Тбилиси» (СКР-22) Место постройки судов данного типа: Северная верфь, г. Ленинград, СССР (I серия). Заложен в 1931 году, спущен на воду в 1932, вступил в строй в сен­ тябре 1933 года (Мурманск, первона­ чально РТ «Отто Шмидт»). С 1939 года - «Тбилиси». С 1.10.1941 в составе Северного флота - СКР-22 (бортовой №77). 3 мая 1942 года «СКР-22» под ко­ мандованием лейтенанта И. П. Сте­ панова конвоировал пароход «Про­ летарий». В составе кораблей охранения был также сторожевой корабль «Бриллиант». Стояла ясная штилевая погода. Ничто, казалось бы, не предвещало опасности. И вдруг моряки обна­ ружили перископ. Последовал сигнал боевой тревоги. Резко отвернув влево и увеличив ход, сторожевик устремился на врага и открыл беглый артиллерийский огонь по обнару­ женному перископу. Противник вынужден был немедленно погрузиться. Прибыв в точку погружения субмарины, корабль сбросил серию глубинных бомб. Подоспевший ему на по­ мощь «Бриллиант», имевший более сильное вооружение, также пустил в ход глубинные бомбы, а «СКР-22» поспешил к «Пролетарию», чтобы скорей увести его в безопасное ме­ сто и не допустить повторной атаки со стороны противника. Был ли уничтожен подводный пират? Глубины моря хранят эту тайну и по сей день. Ясно одно: главная задача - благополучно довести транспорт с ценными грузами - была выполнена. (Информация с сайта http://shipandship.chat.ru/index.html. ) 2.03.1945 г. разоружен и переформирован в рыболовный траулер. Списан в 1960 году. Водоизмещение 1200 т. Размерения: 53.5 х 9 х 4.3 м. ГЭУ котломашинная, 650 л. с. Ско­ рость 9.5 узла, дальность 4500 миль. Экипаж 42 человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz