Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

ШУНЬГИН Леонид М. Капитан, один ив организаторов советского тралового промысла. Архангелогородец. В начале 1930-х годов - капитан РТ-56 «Белуга» Севтралтреста. В экипаже руководимого им траулера в свой первый рейс вышел третьим механиком будущий начальник Мурмансельди и Севрыбхолодфлота Г. М. Бородулин. В 1939 году-флагманский капитан Мурманского тралового флота. Автор книги «Всего одна жизнь» Е. А. Вайнбир написал замечательные слова о таких, как Л. М. Шуньгин, капитанах-промысловиках поры зарождения и становления на Севере государственной рыбной промышленности: «На долю этих неторопливых, немногословных, несгибаемых и неунывающих людей, достойных потомков новгородских промысловиков- землепроходцев, выпала нелегкая судьба - на разваливающихся, латаных-перелатаных ма­ ломощных тральцах, списанных с военной службы за негодностью, в труднейших условиях зачинать в стране траловый промысел. И делали они свое дело скромно, пожалуй, и не до­ гадываясь о его значимости. Они постигали тайны Баренцева моря, находили его рыбные банки, скрытые под непроницаемой толщей морских вод, прокладывали к ним дорогу для последующих поколений промысловиков. Приводили из вьюжного мрака полярной ночи суда, покрытые многотонной коростой обледенения, и, устало улыбаясь, говорили: - В этом рейсе, едри его в зубы, море дало нам прикурить...Однако промышлять мож­ но. Рыбешку мы все-таки взяли...» ф іМ ' Т-4 «Мезень» Рыболовный трау­ лер «Мезень» постро­ ен в 1912 г. на верфи «AalesundVek, Varksted» (Норвегия). Бывший норвежский рыболовный траулер «НиЬго». С 27.04.1916 г. - Т-4. Включен в состав ФСЛО. Участвовал в Пер­ вой мировой войне. 08.05.1918 г. разоружен, передан Северному объе­ динению кооперативных союзов для использования в качестве рыболовного траулера «Мезень». На январь 1922 г. входил в состав судов Об­ ластьрыбы, затем в отряд гидрографических судов (с 01.01.1932 г. - «Марка»). Участвовал в советско-финской (1940) и Великой Отечественной войнах. 30.12.1954 г. переформирован в отопитель, а в 1956 году сдан для разборки на металл. Основные элементы: длина 30,18 м, ширина 6,04 м, осадка носом/кормой 2,40/3,35 м, водоизмещение 300 т.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz