Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

там, внизу, у самого берега, горы леса и досок, громадные рубленые кубы ряжей, похожих на бревенчатые дома без крыш. Оттуда ветер приносил запах сырости и свежеоструганной сосновой доски. По заливу полз маленький буксир, влекущий за собой огромную баржу. Буксир был не по размерам голосист, гудел, как большой, - басовито и мощно. Таран перевел взгляд с залива на заснеженные сопки, по которым черными жуками расползлись бараки и всякие незатейливые домишки, запахнул поплотнее легкое пальтецо и шагнул навстречу незнакомому заполярному городу. И не думалось, не гадалось ему тог­ да, что этот город отпущен ему на всю его жизнь, здесь труд его получит высокое признание, здесь станет он государственным человеком. И не мог он, конечно, тогда знать, что вон по той дальней сопочке проляжет улица, носящая его имя. Каждый рейс был для молодого штурмана тралового флота постижением неведомого. От природы сметливый, несокрушимо настойчивый, он вникал во все тонкости тралового дела, дотошно выпытывал у старых промысловиков все, что знали они, чем богаты были, за­ писывал, запоминал и в скором времени стал неплохо разбираться в тралах, в промысловом судовождении, в повадках рыбы, научился понимать язык маячных огней в ревущей черноте полярной ночи... Но этого было мало. Хоть был он не капитаном, а штурманом, но под началом у него были люди. Разные, непохожие друг на друга. К каждому нужен свой подход, с каждым надо уметь говорить, каждого надо понять. Этому в Херсонской мореходке не учили. Как найти правильную линию общения с членами экипажа? Как научиться быть твердым, требователь­ ным, но не унижать людей, не озлоблять их? Как научиться быть простым, доступным, не допуская панибратства, фамильярности? Этим искусством впоследствии Таран овладеет в совершенстве, но на первых порах - ой, как было трудно! Одно он твердо усвоил с первых же рейсов в море: не надо противопоставлять себя коллективу. В начале тридцатых годов не хватало в тралфлоте судоводителей. Из Ленинграда при­ была группа капитанов дальнего плавания, которых в то время было в избытке в Балтийском пароходстве. В большинстве это были грамотные, опытные судоводители. В сравнительно короткое время они преодолели трудности «тралфлотовской специфики», освоили промыс­ ловое дело и заняли достойное место на флоте. Но вот Тарану не повезло: «достался» ему капитан с особым характером. Мнил он из себя специалиста «ллойдовского класса» и считал унизительным для себя работать в «рыб- кином тресте». Держал себя с подчиненными сухо, натянуто, официально, искренне пола­ гая, что это повышает его авторитет. Из каюты своей почти не вылезал. Случится что-нибудь с тралом, вызовет помощника и говорит: «Пойдите, разберитесь». На собрания команды не являлся. В салон, в столовую не спускался. Кушать ему подавали в каюту. Доброго слова от него никто не слыхал. Все неудачи - а траулер систематически не выполнял план - он объ­ яснял нерадивостью экипажа, неопытностью штурманов, низкой квалификацией тралмей­ стера и т. д. Между капитаном и экипажем выросла глухая стена отчуждения. Люди начали бежать с этого корабля. Резко упала дисциплина. Развалив полностью на траулере работу, капитан вынужден был покинуть его и уехать из Мурманска. Много лет спустя, уже незадолго до своей кончины, опишет Таран этот случай в статье «В человека надо верить». Значит, помнил об этом всю жизнь. Помнил, как наглядный урок того, каким не должен быть капитан. Жизнь преподносила урок за уроком, многое прояснилось, накапливался опыт, и к се­ редине тридцатых годов Таран уже в числе лучших тралфлотовских капитанов, а в 1936 году РТ-14 «Сталин», которым командовал Таран, выловил 40 тысяч центнеров рыбы при плане 21 тысяча центнеров. Почти два плана за год! И это в то время, когда большинство траулеров только приблизилось к уровню 25 тысяч центнеров рыбы в год... В начале января 1937 года лучшие капитаны Мурманска и Архангельска были пригла-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz