Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
пеленг», чтобы находившиеся поблизости промысловые суда могли как можно быстрее выйти в тот район. Обстановка на промысле была не ахти какая, и к «Белуге» рванулась целая группа су дов. Ближе всех оказался паровой траулер РТ-46 «Лосось» (капитан В. Качук). Роковую роль в тот день сыграло совпадение ряда факторов - небольшая утренняя дымка, несколько ухудшившая видимость, смена судоводительских вахт на траулерах, не исключено, что сказался и рыбацкий азарт на «Лососе», некоторое время находившемся в пролове, - на нем в предвкушении хорошей рыбалки уже на переходе стали готовить орудия лова, чтобы с приходом на место сразу начать черпать рыбу. Вахтенный штурман этому уде лил особое внимание, ослабив наблюдение за окружающей обстановкой. Поэтому «Белугу» он заметил только тогда, когда она была уже буквально у него под носом. «Белуга» же, выбирая трал, о чем были подняты соответствующие сигналы, была лише на возможности какого-либо маневра для уклонения от столкновения. Ну и, естественно, на ней считали, что на «Лососе» ее видят и примут меры, чтобы избежать столкновения. Но это го, к сожалению, не произошло, «Лосось» - из серии очень массивных, тяжелых, имевших хороший ход судов - ударил «Белугу» почти под прямым углом и как раз в переборку, от делявшую кормовой рыбный трюм от машинного отделения. Повреждения, по-видимому, были очень значительными, так как оба отсека моментально заполнились водой и «Белуга» стала тонуть. К счастью, команда на «Лососе» действовала четко, шлюпки спустили вовремя, и на них успели подобрать всех членов экипажа пострадавшей «Белуги». Некоторая заминка вы шла с девушкой-радисткой, которую поднесло близко к борту «Лосося». Она никак не могла закоченевшими руками поймать брошенный ей конец троса, пока не догадалась ухватиться за него зубами. Так и держалась на плаву. Когда два дюжих матроса, спустившись по шторм трапам, подхватили ее под руки и подняли на палубу, им стоило больших усилий разжать девушке зубы... При аварии «Белуги» погиб один человек - моторист Юра Лосев. Очевидцы расска зывали, что когда судно стало погружаться, Лосев прошел на корму, где, подняв воротник рабочей куртки и вложив руки в рукава, уселся на банкетку руля и так вместе с судном ушел в воду. Трудно объяснить, чем было вызвано такое поведение моториста. А капитан «Белуги» Ю. С. Попов, хладнокровно положив за пазуху куртки судовой жур- ^ нал, прыгнул за борт, его подобрали на одну из шлюпок. Нужно сказать, что в этом отно шении Ю. С. Попов был капитаном из легенды: в Баренцевом море он тонул несколько раз и всегда оставался цел. Последний раз он тонул во время войны на РТ «Победа», когда на промышлявший рыбу траулер напали вражеские самолеты. Разорвавшейся бомбой разво ротило угольные бункеры, и судно стало тонуть. Капитан Попов оказался за бортом и спу- j стя какое-то время был подобран одним из находившихся поблизости наших судов. Чудом остался жив, хотя дело было в октябре, когда вода в и без того студеном Баренцевом море настолько холодна, что для переохлаждения организма достаточно нескольких минут. Юрий Сергеевич Попов прожил большую, полную сложных коллизий жизнь: на Севере начинал с матроса в траловом флоте, вырос до капитана. Плавал капитаном на самых пер вых поисковых судах, когда на бассейне только началась организация промысловой развед- ки. После ухода на отдых Юрий Сергеевич переехал в Москву, жил еще долго, до последних лет сохранив светлый ум и свежую память. Из книги «Ничего, кроме правды». Мурманск, 1994
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz