Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

И когда уже казалось, что нет никакого просвета, нет никакой надежды на успех, фор­ туна вдруг улыбнулась рыбакам: где-то там, в мутно-зеленой глубине, что-то забелело, за­ голубело, и вот уже у самого планширя переливается серебром одна, всего одна в огромной сети, сельдь. Одна, но зато какая сельдь: длиною этак 32 сантиметра, весом не менее трех­ сот граммов, тушка благороднейших форм, цвета чистейшего перламутра с толстой темно­ ватой спинкой - одним словом, та самая красавица сельдь, ради которой и пришли сюда. Но с на этом щедрость фортуны не иссякла: следующие сети принесли еще несколько десятков экземпляров крупной сельди. Для начала это было совсем неплохо. Й Улыбнулся Полисадов, просветлел Марти, ожили, стали балагурить, шутить рыбаки, а 0 один матрос, наверное, астраханец, сказал: - Братцы, это селедочка под стать нашему каспийскому залому... Давайте назовем ее «полярным заломом!..» С тех пор и утвердилось за этой сельдью название - «полярный за- Я лом». е «Когда мы прибыли в порт, - рассказывает Марти, - нас встретили капитан поисково­ го комбайна «Авангард» С. Е. Едемский и научный работник тов. Захаров. Их судно через несколько часов должно было выйти в море к Шпицбергену. Размеры выловленной нами сельди поразили их. Мы развернули карту, где были нанесены места наших дрейфов, рас­ сказали, как скорее найти косяки. Через 18 дней «Авангард» вернулся в Мурманск с уловом в 25 тонн «полярного залома». Так была написана первая страница истории развития на Советском Севере океаниче­ ского промысла сельди, а первые строки в ней принадлежат Петру Андреевичу Полисадову. ...В 1945 году ему пришлось распрощаться с флотской жизнью - годы как-то сразу легли на плечи... Пошел работать в морскую инспекцию старшим моринспектором. Каждое утро шел, ссутулившись, на работу в контору, зажав под мышкой потертый, видавший виды порт­ фель. А жизнь вокруг шумела... Снаряжались новые экспедиции за «полярным заломом». По трассе, проложенной Полисадовым, повели свои корабли к седому Груманту другие капита­ ны - Корольков, Голубин, Зеленин, Лысков, Попов, Федотов, Камкин, Буров... А потом была создана Мурмансельдь, и уж не только у Шпицбергена, но и у Лофотен, у Ян-Майена стали брать крупную сельдь - не тоннами, не десятками тонн, а сотнями тонн!.. Я хорошо помню тот светлый, безоблачный августовский день 1949 года, когда шпиц- " бергенская сельдяная экспедиция возвратилась в порт. Девять промысловых судов поймали тогда за два месяца промысла около 500 тонн «полярного залома». По нынешним понятиям мало, очень мало, а тогда это было много. Встречали экспедицию с почетом, с музыкой, с речами. Помню митинг на причале, улыбки и рукопожатия встречающих, мажорную музыку ор­ кестра. И еще помню: стоял в стороне, в отдалении старый, сгорбившийся человек в темно­ синем кителе, в мичманке с белым верхом, глядел немигающими глазами на залив и думал какую-то свою думу, что-то вспоминал... Вот и подходит к концу мой рассказ о Петре Андреевиче Полисадове. Я видел его не­ задолго до кончины в праздничной колонне. Он шел не горбясь. Он молодо улыбался. А на груди его поблескивали ордена Ленина, «Знак Почета» и многочисленные медали. Убежден, что это был добрый и мужественный человек, и когда мне говорят, что он был большой оригинал, я не спорю... Газета «Рыбный Мурман» (№ 611974 года).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz