Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

БАШМАКОВ Виктор Иванович 1893, маяк о-ва Жужмуй в Белом море - 1957, Архангельская область Организатор мурманского судоремонта, первый дирек­ тор Мурманской судоверфи. С 1914 года - 2-й механик парохода «Кузнечиха». По­ сле окончания Архангельского торгового мореходного учили­ ща (1915): механик на кораблях Балтийского флота (минном тральщике Флотилии Северного Ледовитого океана), с 1918 года - ст. механик на судах торгового флота, с 1920-го - на во­ енно-морской службе. С 1922 года - зав. механической ма­ стерской объединения «Муробластьрыба» (г. Александровск); с 1924 года - первый директор ремонтной мастерской Мур­ манской районной промысловой конторы Севгосрыбтреста. Инициатор строительства Мурманского судоремонтного заво­ да, один из участников его проектирования. С1933 года - главный механик тралового флота (Архангельск), начальник планово-про- изводственного отдела Соломбальской верфи. Изобретатель. С 1955 года на пенсии. ОСНОВАТЕЛЬ МУРМАНСКОГО СУДОРЕМОНТА Из очерка писателя Владимира Семенова ...Талантливый специалист, новатор, изобретатель, В. И. Башмаков, демобилизовав­ шись и став заведующим мастерской, изначально задал тон новаторскому духу заполярного судоремонта. В момент своего старта мастерская тралфлота располагала одной силовой установ­ кой, двумя моторами 33 и 45 л. с., пятью токарными станками, двумя строгальными, шестью сверлильными, кузницей и литейной на 100 пудов. Общая изношенность оборудования - 40 процентов. А живая сила насчитывала всего 15 человек: тридцатилетний заведующий, две­ надцать рабочих и два ученика. В 1927 году строительство Мурманской тралбазы было в основном завершено. В 1928- м правление Севгосрыбтреста в целях приближения к производству было переведено из Ле­ нинграда в Мурманск. С 1929 года благодаря исключительной помощи наркома снабжения А. И. Микояна начался быстрый рост Мурманского тралового флота: сначала за счет импор­ та, главным образом из Германии, а затем и за счет траулеров, построенных на Северной верфи Ленинграда. Рост флота вызвал необхо­ димость строить крупный судоре­ монтный завод. При его проекти­ ровании Башмаков сделал много ценных предложений, чтобы рас­ положить цеха СРЗ в соответствии с технологическим маршрутом су­ доремонта. Газета «Вечерний Мурманск» (6 сентября 2013 года).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz