Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

флагманскую работу были рекомендованы лучшие капитаны: М. И. Кузнецов, В. А. Егоров, Л. М. Шуньгин, С. Г. Пайкачев. В 1939 году экипажи РТ-2 «Ерш», РТ-29 «Киров», РТ-44 «Нева» выловили каждый более 50 тысяч центнеров рыбы, 12 судов добыли по 40 тысяч центнеров, 25 траулеров стали «тридцатитысячниками». Один центнер выловленной рыбы обходился тралфлоту в 49 рублей вместо заплани­ рованных 40 рублей. Однако на РТ-54 «Судак» себестоимость центнера рыбы составляла всего 32 рубля. Экипаж не только перевыполнял план добычи, но и экономно расходовал снаряжение, лед и уголь, снизил расходы на ремонтные работы и большую часть улова сда­ вал первым сортом. В 1940 году экипажу «Судака» было присвоено звание «Лучший рыбо­ ловный траулер СССР». В предвоенный 1940 год рыбное хозяйство страны добыло 1,3 млн тонн рыбы и море- ^ продуктов, из них почти 60 процентов - во внутренних водоемах, при этом 90 % рыбопродук- Ѳ ции выпускалось в соленом и вяленом виде. Всоставе промыслового флота из 6 000 единиц 3 самоходных судов только около ста единиц имели главный двигатель мощностью 300 л. с. Вылов флота составлял около 30 % общей добычи*. Н А Д Р И Ф Т Е Р Н Ы Й Л О В В январе 1938 года тов. Микоян из­ дал свой приказ, в котором обязывал рыбаков Мурмана освоить технику лова сельди дрифтерными сетями в открытом море и выловить в 1938 году активны­ ми видами не менее 5 тыс. тонн. Рыбаки Мурмана выполнили это задание и дали в 1938 году стране 6,8 тыс. тонн дрифтер­ ной сельди. Первый опыт лова сельди в от­ крытом море показал, что Баренцево море обладает огромной сельдяной базой, для использования которой необходим флот, состоящий из сотен крупных деревянных судов типа больших комбайнов, дрифтер- ботов и сейнеров. К созданию такого флота уже приступили. В настоящее время управ­ ление морского государственного лова, входящее в состав треста «Мурманрыба» и имеющее задание организовать большой промысел сельди в открытом море, уже располагает для этой цели 22 крупными су­ дами (12 комбайнов, больших и малых, и 10 дрифтерботов). К началу промыслового сезона 1940 года намечено построить еще 20 дрифтерботов. Тем не менее огромные возможно­ сти развития рыбной промышленности в Баренцевом море еще далеко не освое­ ны полностью. В части сырьевых ресурсов здесь лишь в слабой степени используют­ ся огромные запасы сельди: целый ряд районов ее сосредоточения - на западе и на востоке - в частности прибрежных, ловом не затронуто. Даже в отношении трески, являющейся основной промысло­ вой рыбой в Баренцевом море, остаются необловленными самые богатые банки (Медвижинская, Шпицбергенская). Такие ценные рыбы, как пикша и окунь, несмо­ тря на их обилие, вылавливаются в незна­ чительном количестве. Кроме того, оста­ ются неисследованными в промысловом отношении целые районы возможного промысла. Новоземельский, Сев.-Вост, и другие. Все процессы лова рыбы недоста­ точно механизированы и поэтому остают­ ся чрезмерно трудоемкими. Из материалов Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области. * Каргин М. И., «Океанская вахта». Мурманск, 2010.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz