Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

Хозрасчет на траулерах Стахановское движение - это 1933-1937 годы, когда страна подошла к самому слож­ ному этапу социалистической революции - созидательному. Надо было изыскать внутрен­ ние резервы для повышения производительности труда и лучшее использование техники (в скобках заметим, что именно эти задачи ставили рыбаки и в годы перестройки конца 1980-х). Рыбаки Мурмана наметили для себя три основные задачи: разработать технические и эксплуатационные нормативы работы флота, пересмотреть действующую систему оплаты труда экипажей тральщиков, внедрить хозрасчет на судах. Эти задачи в качестве основных вопросов и обсуждались на технической конференции в 1936 году. О каких технико-эксплуатационных нормах шла речь? Необходимо было разработать нормы времени нахождения траулеров в порту, на переходах, в море, в том числе нормы времени на работу с тралом, а уже на их основе определить рейсовые нормы вылова рыбы. Вылова с учетом класса судна - дизельного или парового, отечественной или импортной постройки. Технической классификации требовали и виды ремонта тральщиков, его по­ следовательность и длительность - текущий (с докованием и без), средний, капитальный. Разбивка ремонта по группам тральщиков, по срокам, а каждый тральщик (каждый!) имел индивидуальные нормы на основе своих технических характеристик: мощность главной ма­ шины, паропроизводительность, скорость хода с тралом и без, предельной скорости рабо­ ты траловой лебедки, расхода угля и воды, мореходных качеств... Кроме того, необходимо было дифференцировать эти нормы по времени года и районам промысла. И, что самое удивительное, все эти нормы были просчитаны и утверждены! А разработка новой системы оплаты труда экипажей должна была как бы поддержать принятые конференцией нормы и обеспечить их успешное достижение. Исходили из того, что стахановец (передовик 80-х годов) должен получать материальное вознаграждение полностью, в соответствии со сво­ ей индивидуальной выработкой. При этом (цитирую): «положение об оплате труда должно быть понятным каждому члену команды и стимулировать дальнейшее развертывание ста­ хановского движения». Внедрили и новую систему оплаты труда. Работу, конечно, проделали громадную. Толь­ ко перечисление всех «задействованных» в этой системе условий займет не одну страницу в нашей книге, потому что нормировщики тридцатых годов умудрились даже поминутно (!) расписать время спуска и подъема трала и определить, что при среднем сокращении это­ го времени на 5 минут тралмейстер получит дополнительно 60 рублей, а на 10... И так да­ лее. Может, учитывая количество судов, а их в единственном тогда траловом флоте было не 1 больше сотни, и возможна подобная арифметика. Но зачем, кому она нужна, если в конеч- I ном итоге мы пытаемся перевести тральщики на хозрасчет? Или это была лишь прелюдия, организационно-экономическая основа хозяйственного расчета? Надо сказать, что против перевода экипажей промысловых судов на хозрасчет выступа- | ла группа промысловиков-практиков, не на словах, а на деле знающих специфику работы в море. Но, не изменяя терминологии тех лет, участники конференции теорию «спецов» при- • знали ересью и продолжительными аплодисментами встретили слова представителя нар- і комата пищевой промышленности, который сказал: «Надо добиться полного, настоящего хозрасчета на тральщике. Чрезвычайно важно, чтобы капитан стал действительным дирек- ■] тором предприятия, чтобы капитан стал хозяином на тральщике с достаточной долей само­ стоятельности, с достаточными правами и с большей ответственностью». Ну а что, все-таки, думали сами промысловики в том далеком 1936 году, обсуждая про­ блему внедрения хозяйственного расчета? Вот, например, цитата из выступления капитана

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz