Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

Стахановские рейсы (РТ-29) Многое, очень многое зависело от людей, от их на­ целенности на победу. Тралфлоту нужны были новые, ква­ лифицированные специалисты. Вот что вспоминает о тех годах ветеран рыбной отрасли, почетный гражданин Мур­ манска Александр Сергеевич Храповицкий (02.08.1916 - 25.02.1992). С 1933 по 1941 годы он ходил в море мотори­ стом и механиком. В годы Великой Отечественной войны служил на Северном флоте. В послевоенные годы работал в конструкторском бюро Мурманского морского рыбного порта. - Мурманский траловый флот бурно начал расти в 30-е годы, - пишет А. С. Храповицкий. - Кадров не хвата­ ло. На призыв Ленинградской партийной организации от­ кликнулась молодежь - водники с Волхова, Невы и Онеги. На палубах и в машинных отделениях рыболовных судов зазвенели молодые голоса. Примеру новгородцев и ле­ нинградцев последовали учащиеся Архангельского мортехникума, Одесского, Ростовского и Херсонского училищ. Комсомол в тралфлоте до этого пополнения был как-то незаметен. А теперь в комитете и в коридоре у него постоянно слышался молодой говор. Спорили до хрипоты, обсуждали множество проблем - от самых мелких житейских - до международных. Сюда шли с кора­ блей ребята, только что вернувшиеся из рейса, получали напутствие уходящие в плавание. Один из гвоздевых вопросов - о праве молодежи на занятие командных постов на траулере. Дело в том, что было немало капитанов, которые предвзято судили о молодых моряках, не­ правильно к ним относились. Их можно было понять: на капитанский мостик многие под­ нялись, пройдя тяжелый, изнурительный многолетний путь. А здесь, им казалось, «карьери- **g сты»: только что из училища - и подавай мостик! Этот вопрос обсуждался горячо, заинтересованно. Приводилось много «за» и «про­ тив». Как сейчас помню одно из таких заседаний. Вот встал стройный юноша в распахнутой морской шипели. Это Андрей Стрельбицкий. Он говорит убедительно, приводит много при­ меров того, как молодые специалисты чувствуют себя уверенно, работают добросовестно. И это не карьеризм, как он сказал, а наш деловой расчет. В заключение он попросил комитет, чтобы ему позволили выйти помощником капитана. Прошло немного времени, и о работе Андрея Стрельбицкого, Николая Михайлова, Ев­ гения Матвеева, Николая Скорнякова и других комсомольцев, которые были выдвинуты на командные должности, заговорили не только на флоте, но и в области. Лед консерватизма был сломлен, недоверие к молодым на флоте рассеялось. , Не сходил с повестки дня вопрос о трудовой дисциплине. Только не в теперешнем тол­ ковании. Обсуждая этот вопрос, мы говорили об умении каждого показать себя в работе так, чтобы труд его оценивался только на отлично. Не случайно при награждении моряков тралфлота в 1936 году были отмечены высокой правительственной наградой тралмейстер комсомолец Николай Студенецкий и другие молодые моряки. Мы стали взрослыми, самостоятельными. И комитет комсомола решил создать комсо­ мольские экипажи, которые смогли бы на деле доказать, что молодежь может ловить рыбу не хуже «старичков»... В первый свой рейс я пошел в мае 1933 года. Мне здорово повезло: на РТ-73 был капи­ таном Демидов. Имя его и до сих пор широко известно. Это был отличный промысловик с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz