Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

Наука и производство* Т Р А Л О В О М У Ф Л О Т У Ломка привычного образа жизни и деятельности привела к тому, что прежде не отличавшиеся, мягко говоря, особым до­ верием к науке рыбаки начали предъявлять требования к промысловикам и ученым, чтобы те научили их «как жить и работать дальше». Как отмечал тогдашний дирек­ тор ГОИНа профессор Иван Илларионович Месяцев, «рыбачество,., организованное в колхозы, осознало необходимость исполь­ зования достижений науки в своей практике и предъявляет нашему Институту целый ряд требований, часто не легко выполнимых». В это же время Мурман стал районом пристального внимания партийных руково­ дителей страны. В 1932 году в Мурманске побывал нарком снабжения А. И. Микоян. Его поездка была вызвана усугублением продовольственного кризиса (надо отме­ тить, что даже рыбу в те годы распределя­ ли по карточкам) и, в частности, неблаго­ получным положением дел в мурманском промысле. О последнем свидетельствовало, например, то, что в 1932 году, несмотря на двукратное увеличение тралового флота по сравнению с 1931 годом, улов составил толь­ ко 30% от уровня прошлого года. В Мурман­ ске рыбы совсем не было в продаже. В незавидном положении оказались тогда и ученые. С 1930 года ГОИН вел иссле­ дования на Мурмане по договорам с рыбо­ промысловыми организациями, которые требовали от ученых не столько изучения биологии промысловых рыб, сколько свое­ временных и правильных прогнозов под­ ходов рыбы. В те годы еще не существова­ ло такого подспорья для прогностической работы, как промысловая разведка. Вдоба­ вок, 1930 и 1931 годы выдались необычны­ ми: имело место мощное усиление теплого течения, в результате чего треска ушла на восток от Мурмана, а в 1932 году туда в не- * При подготовке этой статьи использованы материалы из работы Ю. А. Лайус «Ученые, про­ мышленники и рыбаки: научно-промысловые иссле­ дования на Мурмане, 1898-1933» (http://ihst.ru/) . В мае 1935 года вышел специальный (пятый) номер журнала «За рыбную инду­ стрию Севера», посвященный 15-й годов­ щине тралового флота. В нем опубликова­ ны воспоминания Ф. Михова, С. Копытова, И. Демидова, В. Некрасова, И. Мурашева, В. Махилева, Н. Амосова и других ветера­ нов флота. Открывался этот номер журнала ре­ дакционной статьей под заголовком «За высшее качество работы». Ниже воспроиз­ водятся выдержки из этой статьи. * * * Советский траловый флот празднует пятнадцатилетний юбилей своей работы. Начатое в 1920 году с 12-ти малых трауле­ ров старой конструкции и со значитель­ ной степенью износа, развитие флота шло сначала медленными темпами - в 1927 г. было только 17, в 1928 г. - 19 тральщиков, и только с 1929 г., благодаря исключитель­ ной помощи наркома А. И. Микояна, флот начал быстро расти. Сначала, до 1933 года за счет импорта, главным образом из Гер­ мании, а в 1933 г. увеличение идет в ос­ новном за счет траулеров отечественной постройки (Северная верфь в Ленинграде). На 1 мая 1935 г. флот состоит из 66 круп­ ных единиц: 41 импортной (34 паровых и 7 дизельных) и 25 отечественной постройки. Добавив 6 траулеров «Севгосрыбтреста» | (Архангельск), мы имеем к юбилею в Ба- ренцевом море 72 первоклассных трауле- ра. Из судов, на которых начиналась работа I советского тралового флота, в настоящее время не оказалось на промысле ни одно- го, флот обновлен полностью, причем по j ряду показателей отечественные траулеры оказались не хуже импортных. Начав работы без опытных кадров не только по лову и обработке рыбы, но I даже судоводителей и судомехаников, на I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz