Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

2. Вторая пятилетка и предвоенные годы Суда отечественной постройки Уверенно начали рыбаки Севера вторую пятилетку (1933-1937). В июне 1933 года офи­ циально был воссоздан Архангельский траловый флот, в состав которого вошли 20 трауле­ ров. Первый морской порт России, родоначальник тралового промысла, он вернул, наконец, себе часть траулеров - через семь лет с тех пор, как они ушли в Мурманск. На Севере стали действовать два траловых флота, выросших из одной колыбели порта Архангельска - той, теперь уже далекой, «рыбьей флотилии»*. Новыми судами пополнялся траловый флот. Однако если раньше старенькие траулеры доставляли в порт по 15-19 тысяч центнеров рыбы, то в 1933 году новые, более мощные траулеры добывали лишь по 12,5 тысячи центнеров в среднем на корабль**. Стояла задача как можно скорее освоить новую технику, повысить производительность труда. Казалось бы, улучшилась организация промысла: берег регулярно получал с моря промысловые сводки, у руководителей флота была возможность оперативно оценить обстановку, принять меры по расстановке судов. Штурманы имели хорошие промысловые карты и, располагая радиостан­ циями, могли держать связь как с Мурманском, так и друг с другом. Необходимо было мо­ билизовать людей на выполнение плановых заданий. Не случайно в апреле 1934 года стала издаваться газета «Тралфлот», газета, которая в дальнейшем вошла в историю как «Рыбный Мурман» и до 2000 года освещала проблемы тружеников Северного бассейна. В 1935 году траловому флоту исполнилось 15 лет. В его составе было уже 69 трауле­ ров. Среди них из прежней «рыбьей флотилии» малых паровых остался лишь один траулер «Палтус», остальные - 25 судов отечественной постройки, 30 «иностранцев», 8 дизельных траулеров и ряд других. Летом 1935 года на мурманском рейде появился красавец-рефри­ жератор «Пищевая индустрия», пришедший из Англии. После переоборудования «Пищевая индустрия» стала первой плавбазой на рыбных промыслах Севера. Однако основное попол­ нение тралфлот получал из Ленин­ града. - Первые промысловые суда отечественной постройки, прибыв­ шие в Мурманск, были холодно встречены добытчиками, - вспоми­ нал капитан С. Д. Копытов. - Да оно и понятно. К этому времени мур­ манчане получили значительное количество импортных траулеров, которые поражали пришедшего на них моряка блеском латуни надра­ енных иллюминаторов и эмалевой краски. Тогда как, вследствие недо­ статка материального снабжения и цветных металлов, остро ощущав­ шегося в то время в стране, покра­ ска корпусов, жилых и служебных помещений отечественных трауле­ Рыболовный траулер I серии отечественной постройки Длина 49 м. Мощность главного двигате­ ля 1x475(650) кВт (л.с.). Энерговооруженность 475(650) кВт (л.с.) Скорость 9 узлов. Район плавания неограниченный. Количество коечныхмест 41. Грузо­ подъемность280т. Орудиялова: бортовойтрал. Вы­ рабатываемаяпродукция: свежаярыба, соленаярыба, консервыизпечени, рыбнаямука, техническийжир. Г *М. И. Каргин, «Океанская вахта». Мурманск, 2010. **Здесь и далее из книги «История Мурманского тралового флота (1920-1970 гг.)». Мурманск, 1973.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz