Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
ХРОНИКА 1931 ГОДА В марте 1931 года Народный Комиссариат снабжения СССР перевел на хозяйственный расчет рыболовные траулеры, все цехи Мурманской промысловой конторы «Сев госрыбтреста», механические мастер ские, береговые рыбообрабатывающие предприятия, строительные подразде ления рыбной промышленности. * * * За первое полугодие 1931 года рыбная промышленность Мурмана уве личила добычу рыбы на 20 процентов больше уровня того же периода 1930 года. Рыбный Мурман стал давать око ло 10 процентов всей рыбной продукции страны. * * * С 1931 года «Севгосрыбтрест» вы делил специальные поисковые суда. * * ¥ На Мурманской судостроительной верфи в 1931 году было построено 71 моторное судно, на 39 единиц больше, чем в предыдущем году. * * * На Терском берегу в 1931 году было добыто 570 тонн семги. * * * 5-6 марта 1931 года в селе Ку- зомени состоялся первый съезд тру дового рыбачества Терского берега, обсудивший итоги и задачи колхозного движения. УЛОВ РЫБЫ В СЕВЕРНОМ БАССЕЙНЕ В 1931 году (в тыс. центн.) Сельдь — 267,9, крупный частик — 68,0, мелкий частик — 180,4, тресковые — 626,0, лососевые — 14,2, камбала — 3,2 прочие — 74,0. механиков и 10 штурманов. Не про ходило рейса, чтобы с траулера не ушло на берег 6-8 человек команды*. Основной причиной текучести кадров было комплектование ко манд случайными людьми, приехав шими на Север лишь ради заработ ка, как тогда говорили, «за длинным рублем». На деле оказывалось, что ни оплата труда, ни жилищно-бы товые условия не соответствовали представлениям моряков. Слабая дисциплина, неумелое обращение с механизмами, плохое знание правил судовождения неопытных новичков приводили к серьезным поломкам и авариям судов. Выходили из строя ру левое управление, котлы, траловые лебедки. Только за 1931 год в трал флоте произошло 72 аварии судов. В отдельные недели в ремонте находи лась почти половина траулеров. Зи мой 1931/32 года РТ-33 «Дельфин», РТ-3 «Касатка», РТ-23 «Макрель», РТ- 47 «Союзрыба», РТ-53 «Осетр» погиб ли в море. * * * Не все ладно было и на берегу. Возвратившись с промысла, суда по долгу стояли на рейде, ожидая, когда освободится место для разгрузки - в порту не хватало причалов. С нача ла пятилетки флот увеличился в три раза, а причальная линия осталась старой и могла принять для одновре менной обработки лишь пять трау леров. Механические мастерские не справлялись с междурейсовым ре монтом. Береговые предприятия не успевали перерабатывать улов. Если общая добыча рыбы флотом увели чилась с 366 до 540 тысяч центнеров, но так как число траулеров возросло с 19 до 46, то средний годовой улов на траулер упал до 13.3 тысячи цент неров, снизился почти вдвое в 1931 *Здесь и далее из книги «История Мурманского тралового флота (1920-1970 гг.)». Мурманск, 1973.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz