Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

ХРОНИКА 1931 ГОДА В марте 1931 года Народный Комиссариат снабжения СССР перевел на хозяйственный расчет рыболовные траулеры, все цехи Мурманской промысловой конторы «Сев­ госрыбтреста», механические мастер­ ские, береговые рыбообрабатывающие предприятия, строительные подразде­ ления рыбной промышленности. * * * За первое полугодие 1931 года рыбная промышленность Мурмана уве­ личила добычу рыбы на 20 процентов больше уровня того же периода 1930 года. Рыбный Мурман стал давать око­ ло 10 процентов всей рыбной продукции страны. * * * С 1931 года «Севгосрыбтрест» вы­ делил специальные поисковые суда. * * ¥ На Мурманской судостроительной верфи в 1931 году было построено 71 моторное судно, на 39 единиц больше, чем в предыдущем году. * * * На Терском берегу в 1931 году было добыто 570 тонн семги. * * * 5-6 марта 1931 года в селе Ку- зомени состоялся первый съезд тру­ дового рыбачества Терского берега, обсудивший итоги и задачи колхозного движения. УЛОВ РЫБЫ В СЕВЕРНОМ БАССЕЙНЕ В 1931 году (в тыс. центн.) Сельдь — 267,9, крупный частик — 68,0, мелкий частик — 180,4, тресковые — 626,0, лососевые — 14,2, камбала — 3,2 прочие — 74,0. механиков и 10 штурманов. Не про­ ходило рейса, чтобы с траулера не ушло на берег 6-8 человек команды*. Основной причиной текучести кадров было комплектование ко­ манд случайными людьми, приехав­ шими на Север лишь ради заработ­ ка, как тогда говорили, «за длинным рублем». На деле оказывалось, что ни оплата труда, ни жилищно-бы­ товые условия не соответствовали представлениям моряков. Слабая дисциплина, неумелое обращение с механизмами, плохое знание правил судовождения неопытных новичков приводили к серьезным поломкам и авариям судов. Выходили из строя ру­ левое управление, котлы, траловые лебедки. Только за 1931 год в трал­ флоте произошло 72 аварии судов. В отдельные недели в ремонте находи­ лась почти половина траулеров. Зи­ мой 1931/32 года РТ-33 «Дельфин», РТ-3 «Касатка», РТ-23 «Макрель», РТ- 47 «Союзрыба», РТ-53 «Осетр» погиб­ ли в море. * * * Не все ладно было и на берегу. Возвратившись с промысла, суда по­ долгу стояли на рейде, ожидая, когда освободится место для разгрузки - в порту не хватало причалов. С нача­ ла пятилетки флот увеличился в три раза, а причальная линия осталась старой и могла принять для одновре­ менной обработки лишь пять трау­ леров. Механические мастерские не справлялись с междурейсовым ре­ монтом. Береговые предприятия не успевали перерабатывать улов. Если общая добыча рыбы флотом увели­ чилась с 366 до 540 тысяч центнеров, но так как число траулеров возросло с 19 до 46, то средний годовой улов на траулер упал до 13.3 тысячи цент­ неров, снизился почти вдвое в 1931 *Здесь и далее из книги «История Мурманского тралового флота (1920-1970 гг.)». Мурманск, 1973.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz