Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

заканчивается в четыре года, то есть к 1 января 1932 года. Наш нормальный улов в 40 ООО тонн мы должны в течение трех лет превратить в 1 500 ОООтонн, то есть увеличить примерно в 40 раз. Получив это предписание, председатель правления, ввиду важности вопроса, сроч­ но устроил себе командировку в Москву, предоставив оставшимся право разрешать не­ приятный вопрос без него»*. * * * Как бы там ни было, но факт остается фактом: всего за годы первой пятилетки трал- флот пополнили 34 паровых и 10 дизельных рыболовных судов, которые составили ядро флота. Более мощные суда надо было осна­ щать новыми тралами. И в 1932 году флотские специалисты создали 34-метровый трал, ко­ торый по своим промысловым качествам и простоте конструкции стал одним из лучших в мире. Кабели, поставленные между концами крыльев и распорными досками, значительно увеличили горизонтальное раскрытие трала, а следовательно и площадь облова. Оснащение судов радиоустановками, пополнение флота новыми траулерами, ко­ торые имели на борту более совершенные орудия лова - все это требовало от флота но­ вых специалистов, качественных изменений в организации самого процесса работы. Нужны были квалифицированные кадры, взрастить которые на месте не было ни времени, ни воз­ можности. О положении дел с трудовой дис­ циплиной на флоте дают представление факты, изложенные в газете «Полярная правда» в 1931 году: «При стоянке судов на базе и при отходе их на промысел наблюдаются массовые слу­ чаи пьянства, дебошей, отставания от судна. Массовые случаи не только рядового, но и не­ редко командного состава ведут к большим простоям траулеров, серьезным авариям судов и судовых механизмов, к возврату с промысла ранее срока, к падению труддисциплины сре­ ди команд и к другим неизбежным спутникам пьянства отрицательным последствиям». Другим страшным бичом в тралфлоте являлась высокая текучесть кадров плавсостава. Вот некоторые из примеров. На РТ-32 «Ерш» за 1931 год сменилось 2 капитана, 2 механика и штурман; на РТ-1 «Акула» за полгода сменилось 2 капитана, старший штурман, второй штур­ ман, старший механик и два механика. На «Лебедке» сменилось за 15 месяцев 10 старших СОЗДАНИЕ «СЕВРЫБЫ» Интересы выполнения задач пя­ тилетнего плана диктовали необходи­ мость совершенствования организаци­ онной структуры и управления рыбной промышленностью, приближения хо­ зяйственного руководства к производ­ ству, рыбохозяйственной специализа­ ции. Исходя из этого, бюро Мурман­ ского окружного комитета ВКП(б) раз­ работало предложения о реорганиза­ ции «Севгосрыбтреста». Ленинградский областной коми­ тет ВКП(б) поддержал предложение Мурманского окружкома партии и 22 августа 1931 года приказом по Народ­ ному Комиссариату снабжения СССР из «Севгосрыбтреста» выделились две новые организации: Мурманский го­ сударственный рыбопромышленный трест («Мургосрыбтрест») и Северный траловый трест («Севтралтрест»), Этим же приказом Наркомсна- ба СССР из Всесоюзного объединения «Союзрыба» было выделено отдель­ ное самостоятельное объединение всесоюзного значения «Севрыба» (Севсоюзрыба), с центром в Ленин­ граде, в которое входила рыбная про­ мышленность Северо-Западной обла­ сти, Северного края и Карельской АССР. * В. Чернавин. «Записки "вредителя". Побег из ГУЛАГа» - СПб. Канон, 1999.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz