Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

нам все же удавалось его выполнять, вследствие того, что предприятие это было новое, хорошо поставленное, искавшее новых путей и с каждым го­ дом улучшавшее дело. Переход на круглогодичный лов, отыскание новых банок, улучшение работ по разгрузке и погрузке траулеров и ускорение их обо­ рота давали нам возможность несколь­ ко лет подряд увеличивать производ­ ство так, что мы успевали за планом. Но мы прекрасно представляли себе, что без конца так продолжаться не может, что должен наступить год, когда мы не сможем больше увеличивать улов, и не выполним план, который увеличивался без всякого смысла, по приказу свыше... До объявления пятилетки мы, как и другие предприятия, стремились воз­ можно шире развить дело, получить максимум кредитов, увеличить объ­ ем производства, ускорить постройку новых заводов, судов и т. д. Центр же урезывал наши аппетиты. Теперь из центра шли категорические предписа­ ния «развертываться» с быстротой, ко­ торая не соответствовала ни наличию материалов, ни рабочей силе. Так, в начале 1928 года мы после двух лет просьб, докладов, обсуждений добились разрешения на покупку за границей десяти траулеров, однако лицензия была аннулирована прежде, чем наш представитель, выехавший в Германию, успел заказать их, и мы сомневались в том, что нам удастся в течение пяти лет заменить наши семнадцать устарелых траулеров. Во второй половине того же года, после объявления пятилетки, нам было предписано исходить из расчета постройки 70 новых траулеров, на предстоящие пять лет довести улов, насколько помню, до 175 тысяч тонн в год, то есть превратится в огромное предприятие. Наша траловая база, построенная в 1926-1927 годах, при крайнем напряжении могла пропустить не более 1 трети этого количества; пристань же едва справлялась с наличным количеством траулеров. Надо было строить во что бы то ни стало и при таких исключительно трудных условиях, когда « только что были пропущены сравнительно благоприятные 1926-1927 годы. Летом 1929 года, когда все условия строительства, особенно в Мурманске, ухудшились 1 так, что вставал не раз вопрос, как вообще дальше строить, когда рабочие бежали с голодно- j го пайка куда придется, когда, несмотря на все усилия, производственная работа отставала л от плана на 10-15 процентов, «Севгосрыбтрест» получил лаконичное телеграфное предписа- а ние из Москвы: пятилетний план перестроить из расчета 150 новых траулеров, улов на судно ; принять в 3 ООО тонн в год вместо предположенных 2 500. Три последующие телеграммы, одна за другой, еще увеличивали задание, доводя число траулеров до 500, а годовой улов до 1 500 000 тонн. Вскоре после этого было объявлено, что ввиду необычайных успехов пятилетка Хроника 1929 года „„ , Постановлением Совета Народ— ЙШ) ных Комисаров СССР от 25 июня 1929 года рыбная промышленность стра— ны из ведения ВСНХ СССР передана в Ц Наркомпищеторг СССР. * * * S На Ленинградской судострои- Ѳ тельной верфи заложены два траулера іЗ для тралфлота Мурманска. S * * * Траулеры «Максим Горький» и «Архангельск» совершили рейсы к острову Вайгач и возвратились в порт с большими уловами пикши. * * * В 1929 году в состав тралового флота Мурманска входило 23 трауле­ ра, что на 4 судна больше, чем было в 1928 году. За год траулеры добыли в общей сложности 377 тысяч центнеров рыбы- сырца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz