Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

1. Флот в первой пятилетке Во второй половине 1920-х годов, при полной экономической блокаде Запада, про­ мышленное производство СССР достигло уровня 1913 года - периода «наивысшего разви­ тия» царской России. После денежной реформы курс рубля стал высоким и устойчивым. Были утверждены директивы по составлению первого пятилетнего плана, и страна Советов стала жить по своему, революционному календарю - пятилетнему. (К слову скажем, что шли эксперименты и с рабочей неделей: вводились то пятидневки, то шестидневки, выходным уже было не воскресенье-это «церковно-буржуазное» слово пытались вообще вычеркнуть из советского словаря.) «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», - изрек И. В. Сталин 4 февраля 1931 года. Одержав верх во внутрипартийной борьбе за власть и став единоличным руководителем страны, вождь взял курс на форсированную индустриализацию промышленности. Переход в кратчайшие сроки от традиционного аграрного общества к индустриальному потребовал всемерной мобилизации внутренних ресурсов. Одним из таких ресурсов и был революци­ онный пятилетний календарь. Но и он не отвечал планам Сталина: с первых месяцев первой пятилетки (1928-1932 гг.) в СССР развернулось движение за выполнение пятилетних заданий в четыре года. И это советскому народу удалось: объем валовой продукции промышленно­ сти за 4 года вырос вдвое. Заново создавались не только тракторная, автомобильная, авиа­ ционная промышленность, станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, зано­ во создавалась и рыбная промышленность. Поставленные цели достигались любой ценой. И можно долго перечислять достиже­ ния генерального курса тех лет, но нельзя забывать, что в огромной стране жили миллионы людей, для которых каждый прожитый день, месяц, год были не просто этапами пятилетне­ го плана, а временем их жизни. Необратимым временем любви и страданий, стремлений и достижений, радости и смирения - всем тем, из чего складывается жизнь каждого человека, жизнь, которую не втиснешь ни в какой революционный календарь... $ * * Рос траловый флот. В 1928 году на его долю приходилось уже три четверти всего улова рыбаков Севера*. В Мурманский рыбный порт прибывали закупленные за рубежом трауле­ ры: «Ленин», «Коминтерн», «Профинтерн», «Сталин», «Баклан»... Согласно решению Москвы в 1929 году был образован Северный край, объединивший пять огромных по территории округов - Архангельский, Вологодский, Северодвинский, Нян­ домский, Ненецкий, а также автономную область Коми. В 1931 году в Ленинграде созда­ но проектно-конструкторское бюро деревянного рыбопромыслового судостроения Рыбсу- дострой с филиалом в Архангельске, в ведение которого была передана судостроительная верфь № 1 (бывший Поморский эллинг). Были созданы условия для строительства деревян­ ного рыбопромыслового флота: мотоботов типа «Касатка», малых рыболовных сейнеров, мотолодок, кошельковых брам, зверобойных шхун. В рыбной промышленности Поморья началось техническое перевооружение**. В первой пятилетке ленинградские заводы получили заказ на постройку отечественных траулеров. Вот что вспоминает капитан С. Д. Копытов, который в те годы принимал непо­ средственное участие в постройке новых судов: *Из книги «История Мурманского тралового флота (1920-1970 гг.)», Мурманск, 1973. ** «Поморская энциклопедия», том 3, Архангельск, 2006.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz