Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

РАССКАЗОВ Леонид Васильевич 1904, г. Онега Архангельской области - 02.01.1974, г. Мурманск Старейший работник рыбной промышленно­ сти Северного бассейна. В 1922 году - помощник наблюдателя на ме­ теостанции. С 1923 года в Севгосрыбтресте: за­ сольщик, клипфискник, агент по приему рыбы в Александровске, инструктор по обработке рыбы на судах Мурманского тралового флота. После оконча­ ния курсов судоводителей (1942) - штурман. В годы Великой Отечественной войны и после­ военное время продолжал лов рыбы на траулерах: старший штурман РТ «Семга», с 1948 года - капитан на промысловых судах, с 1957 года - капитан-на­ ставник. Руководимые им экипажи в сложных усло­ виях выполняли и перевыполняли рейсовые зада­ ния. С 1960 года возглавлял береговую бригаду по обслуживанию и ремонту судов (капитан подменно­ го экипажа). В 1973-м отметил 50-летие работы в рыбной отрасли. В том же году ушел на пенсию. Награжден орденом Ленина (1948). Двое сыновей, Юрий и Владимир, тоже связали свои судьбы с морем. «СТРАНЕ НУЖНА РЫБА...» Из очерка журналиста П. Максимова Жизнь Леонида Васильевича Рассказова - это целая история рыбного Мурмана. За свои 65 лет, прожитые на Севере, он много видел и много сделал. Возраст у него вполне пенси­ онный, но работу не думает оставлять. Правда, в настоящее время его судно не штормует во вьюжных и ветреных широтах. Однако связь с кораблем что ни на есть близкая: бывалый мореход капитанит в подменном экипаже № 18 Мурманского тралового флота. - Приехали мы на Мурман группой из Архангельской области, - вспоминает Рассказов. - Но что это была за дорога! Паровоз топили дровами. Остановимся, дров заготовим - и дальше едем. Вот так и добирались. Здесь же, где сейчас раскинулся город, собирали мо­ рошку, стреляли куропаток. Было несколько деревянных домишек. И то их, бывало, за ночь так занесет, что выходили через чердак, чтобы у дверей снег очистить. Конечно, на берегу нам мало приходилось бывать. Наша работа в море. Тогда я на­ чинал матросом на паруснике. Бывало, ветра нет - судно в дрейфе в открытом море. Тогда спускали шлюпку, весла в руки и... Только хруст в лопатках: буксируем судно. Пришлось промышлять и тюленя в Белом море. Занятие не из легких. Но зверобойная шхуна «Песец» возвращалась с богатой добычей. Тогда, в 1923 году, рыбного порта не было. На месте нынешнего торгового порта на­ ходилась так называемая лихтерная пристань. Вот к ней и швартовались возвратившиеся с моря и Архангельска суда. Спустя года два выстроили первый деревянный причал. С этого и начал расти нынеш­ ний рыбный порт. Выгружали рыбу при помощи лошади. Отвозили в тачках на склад - низ­ кое дощатое здание. Уголь на борт ботов подвозили тоже тачками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz