Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

Доказать выгодность постройки базы на Мурмане рыбному директору ВСНХ было не­ трудно. Трудно было получить деньги. При утверждении отчета «Севгосрыбтреста» в ЦУГ- проме ВСНХ, под председательством Пятакова, когда подняли вопрос о необходимости развития треста и о вложениях в строительство, Пятаков заявил, что «дело это темно и не­ понятно»*. Денег в 1925 г. на строительство базы в Мурманске не дали. Однако мы не оставляли мысли о строительстве базы. Велись споры где строить. Предполагалось в Мурманске, Тери- берке, Иоканьге. Териберку предлагали, как находящуюся ближе всех к местам лова, зани­ мающую центральное положение - есть пресная вода, хорошая стоянка, мехмастерская. Как точку строительства определили бухту Лодейную, находящуюся в северной части Терибер- ского залива. Сторонники Иоканьги мотивировали постройку базы в Иоканьге близостью к Архангельску, наличием готовой пристани (бывш. военная), обилием пресной воды. Иокань- га была более всех приемлема для архангелогородцев, так как при всех обстоятельствах она могла быть только подсобной базой к Архангельску. После моей поездки за границу в конце 1925 г. для ознакомления с постановкой рыбо­ промышленного дела, я вполне отчетливо представил себе, чем и какой должна быть наша траловая база на Мурмане. Газета «Рыбный Мурман» (№ 401977 года). «СВОЙ И ТОЛКОВЫЙ МУЖИК» Из статьи профессора А. А. Киселева И. А. Мурашев был страстным поборником переноса базы тралового флота из Архан­ гельска в район Кольского залива. Много дней он провел на Варничном мысу, шагами из­ мерил всю площадь будущей тралбазы и лично выбрал места, где строить склады для рыбы, соли, угля, помещения посолочного завода. Специально для того, чтобы познакомиться с постановкой рыбопромышленного дела в некоторых странах Европы, И. А. Мурашев получает заграничную командировку. Зарубеж­ ный опыт пригодился - Севгосрыбтрест передал кооперации многочисленные фактории на побережье, которые отнимали много внимания, времени и средств, но давали мало рыбы, и вплотную занялся траловым флотом, его техническим оснащением, кадрами, береговой базой... Помимо выполнения судостроительной программы Мурашеву пришлось решать мно­ го других проблем. Одной из главных была проблема кадров. Александровская школа ФЗУ, готовившая мотористов и рыбообработчиков, не могла обеспечить растущий флот специалистами-требовались тралмейстеры, кочегары, механи­ ки. Мурашев распорядился открыть курсы на тралбазе, где в две смены готовились нужные кадры, и стал пробивать вопрос об открытии в Мурманске рыбопромышленного техникума. И пробил - в конце первой пятилетки его строительство началось... Началось финансирова­ ние еще двух береговых предприятий - судоремонтного завода и рыбокомбината. ...В памяти рыбаков того поколения И. А. Мурашев остался «своим и толковым мужи­ ком», к которому можно было прийти в любое время и решить любую проблему. Из статьи «И. А. Мурашев» в газете «Мурманский вестник» (26 апреля 1994 года). * Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) - общее наименование центральных государ­ ственных органов управления народным хозяйством советских республик в 1917-1932 годах. Г. /1. Пятаков - председатель ВСНХ. Для руководства производственной деятельностью трестов в ВСНХ было создано центральное управление государственной промышленностью (ЦУГпром ВСНХ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz