Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
Доказать выгодность постройки базы на Мурмане рыбному директору ВСНХ было не трудно. Трудно было получить деньги. При утверждении отчета «Севгосрыбтреста» в ЦУГ- проме ВСНХ, под председательством Пятакова, когда подняли вопрос о необходимости развития треста и о вложениях в строительство, Пятаков заявил, что «дело это темно и не понятно»*. Денег в 1925 г. на строительство базы в Мурманске не дали. Однако мы не оставляли мысли о строительстве базы. Велись споры где строить. Предполагалось в Мурманске, Тери- берке, Иоканьге. Териберку предлагали, как находящуюся ближе всех к местам лова, зани мающую центральное положение - есть пресная вода, хорошая стоянка, мехмастерская. Как точку строительства определили бухту Лодейную, находящуюся в северной части Терибер- ского залива. Сторонники Иоканьги мотивировали постройку базы в Иоканьге близостью к Архангельску, наличием готовой пристани (бывш. военная), обилием пресной воды. Иокань- га была более всех приемлема для архангелогородцев, так как при всех обстоятельствах она могла быть только подсобной базой к Архангельску. После моей поездки за границу в конце 1925 г. для ознакомления с постановкой рыбо промышленного дела, я вполне отчетливо представил себе, чем и какой должна быть наша траловая база на Мурмане. Газета «Рыбный Мурман» (№ 401977 года). «СВОЙ И ТОЛКОВЫЙ МУЖИК» Из статьи профессора А. А. Киселева И. А. Мурашев был страстным поборником переноса базы тралового флота из Архан гельска в район Кольского залива. Много дней он провел на Варничном мысу, шагами из мерил всю площадь будущей тралбазы и лично выбрал места, где строить склады для рыбы, соли, угля, помещения посолочного завода. Специально для того, чтобы познакомиться с постановкой рыбопромышленного дела в некоторых странах Европы, И. А. Мурашев получает заграничную командировку. Зарубеж ный опыт пригодился - Севгосрыбтрест передал кооперации многочисленные фактории на побережье, которые отнимали много внимания, времени и средств, но давали мало рыбы, и вплотную занялся траловым флотом, его техническим оснащением, кадрами, береговой базой... Помимо выполнения судостроительной программы Мурашеву пришлось решать мно го других проблем. Одной из главных была проблема кадров. Александровская школа ФЗУ, готовившая мотористов и рыбообработчиков, не могла обеспечить растущий флот специалистами-требовались тралмейстеры, кочегары, механи ки. Мурашев распорядился открыть курсы на тралбазе, где в две смены готовились нужные кадры, и стал пробивать вопрос об открытии в Мурманске рыбопромышленного техникума. И пробил - в конце первой пятилетки его строительство началось... Началось финансирова ние еще двух береговых предприятий - судоремонтного завода и рыбокомбината. ...В памяти рыбаков того поколения И. А. Мурашев остался «своим и толковым мужи ком», к которому можно было прийти в любое время и решить любую проблему. Из статьи «И. А. Мурашев» в газете «Мурманский вестник» (26 апреля 1994 года). * Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) - общее наименование центральных государ ственных органов управления народным хозяйством советских республик в 1917-1932 годах. Г. /1. Пятаков - председатель ВСНХ. Для руководства производственной деятельностью трестов в ВСНХ было создано центральное управление государственной промышленностью (ЦУГпром ВСНХ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz