Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

ЛЕОНТЬЕВ Спиридон Петрович 10.12.1885, д. Толища Онежского уезда Архангельской губернии - 10.1942, г. Архангельск Один из первых капитанов на рыболовных судах тралового флота. С 1905 года ходил в море матросом. Окончил мо­ реходное училище в Балтийском порту (1907 год). С 1909 года - капитан траулера рыболовной фирмы Беззубико- ва. В 1916 году в Архангельске выдержал испытания на звание штурмана дальнего плавания. В 1923 году на РТ «Треска» первым применил стрелу для подъема и спуска трала («стрела Леонтьева»). Открыл Колгуевский промысловый район (квадрат 211), склон Гусиной банки в Баренцевом море. Изготовил несколько собственных моделей тралов («трал Леонтьева»), В 1932- 1935 годах - инспектор М тем снова возвращается на капитанский мостик. В 1936 году экипаж стахановского РТ-66 «Урал», которым он руководил, почти вдвое перекрыл план по добыче рыбы-сырца. Скоропостижно умер от сердечно приступа, идя на службу. ЗАЧИНАТЕЛЬ ТРАЛОВОГО ЛОВА Из воспоминаний С. Д. Копытова Яхорошо знал и много лет работал со Спиридоном Петровичем Леонтьевым. Познако­ мился с ним в 1919 году в Порчнихе, когда он был капитаном траулера «Камбала». Это был исключительно скромный человек. Его трудно было вызвать на откровенный разговор. Для того, чтобы Леонтьев разговорился, его нужно было задеть за живое. А единственное, за что он болел всей душой и чему отдал 23 года своей жизни, была работа тралового флота. Он часто повторял: «Эх, как мы мало знаем свое море, какие у нас еще несовершенные орудия лова, как мало механизированы процессы выборки тралов». Спиридон Петрович Леонтьев первым открыл Колгуевский промысловый район, потом северо-западный склон Мурманского мелководья, и позднее - юго-западный склон Гусиной банки. Помимо освоения новых промысловых районов, Спиридон Петрович подробно из­ учил орудия тралового флота, им изготовлено несколько моделей тралов. Последней его ра­ ботой был трал, названный тралом Леонтьева, который на испытаниях показал неплохие ре­ зультаты, но война прервала работу по его изучению и не позволила довести дело до конца. В 1923 году Леонтьев для облегчения выбрасывания за борт мотни и центральных бо- бинцев предложил поставить на траулерах стрелу около мостика. Многие тогда над ним по­ смеялись и не согласились с его предложением, полагая, что это испортит вид судна. Спи­ ридон Петрович с помощью судовых умельцев судовыми средствами установил стрелу на траулере «Треска», на котором он в то время плавал, и начал применять стрелу в работе. Когда все увидели, что это дело облегчило физический труд команды, ускорило спуск тра­ ла, начали устанавливать стрелы на других траулерах. Ее так вначале и называли «стрела Спиридона». Сейчас эта стрела вошла в быт работы с тралом, ее можно видеть не только на советских, но и на иностранных судах. Газета «Рыбный Мурман» (№ 75 1960 года). -•А ЧГ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz