Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

КАТЦ (Кац) Петр Петрович Один из первых капитанов тралового флота. В 1920 году возглавлял экипаж Т-35 «Пикша», в начале 1930-х- РТ-5 «Краб», в 1937 году - РТ-4 «Навага». Награжден орденом (1934). Вот что вспоминал проходивший на РТ «Краб» производственную практику штурман­ ский ученик, а впоследствии известный северный капитан В. П. Корельский: «Наш траулер всего лишь два рейса сделал после прихода из Германии. Это было но­ венькое... судно. Добротная отделка помещений, комфортная мебель, красивые шторы, прекрасное постельное белье. Все это впечатляло. Но хаос и беспорядок в каютах рядовых был неимоверным! ...Я был настолько молод, что на судне меня принимали за подростка. Это меня огорчало. Как и всякому пацану, мне хотелось выглядеть личностью, быть солид­ ным человеком. Самый легкий способ показать свою «взрослость» - это взять в зубы папи­ росу и выцедить - пусть и с отвращением — стакан вина. Ядо этого не опустился... Как я мог пить или спать ночью, когда вахта матросов ненадежна. Да что вахта - капитан был никуда не гож! Как-то ночью я заглянул в его каюту. Он спал. Раздавался пьяный храп. Судно отходило в море. Им управлял капитан. Но в каком виде! Без головного убора, в рубашке, поверх нее - подтяжки брюк, на босу ногу валеные туфли... В районе Солом- балы он юркнул к себе в каюту и больше не появлялся. Других штурманов в рулевой рубке не было. Стоял на руле матрос Скреб- цов и ждал команды. Делать нечего. Я вы­ шел на верхний мостик и стал вести судно, отдавая команды через переговорную тру­ бу... - Не сразу, но я все-таки понял, что от хорошей жизни моряк не станет пить запоем, - пишет В. П. Корельский. И про­ должает: - ...Отрезвевший экипаж «Краба» оказался работящим, дружным и не только споенным, но и спаянным коллективом. Меня на судовом собрании единогласно выбрали председателем судового комите­ та, решив, что я не растрачу членские взно­ сы и аккуратно сдам в базовый комитет. Капитан Кац подчеркнул, что теперь я пред­ ставляю власть на судне наравне с ним... Капитан Кац умел не только пить. Он научил меня многим хитростям и сноров­ ке в управлении тральщиком при спуске и подъеме трала. Уже через несколько «пока­ зательных» подъемов и спусков я самосто­ ятельно стал управлять траулером на своей вахте, хотя и числился в штате штурман­ ским учеником. Когда рыба шла завалом, то приходилось работать по 12-14 часов в сутки». Из книги «На моем веку», Архангельск, 1996. РТ-5 «Краб» Место постройки судов данного типа: F. SCHIHAU, Данциг, Германия (РТ II серии). В Мурманске с 1931 года (Мурманский госрыбтрест). Мобилизован 2.12.1939 (до 4.03.1940 года - «ДК-5»). Переоборудован и переклассифицирован в сторожевой ко­ рабль и вошел в состав Северного флота как СКР№14 «Прилив». Погиб 3.08.1943 года в результате пря­ мого попадания авиабомбы противника на Кильдинском плесе у мыса Сеть-Наволок. Водоизмещение 1450 т. Размерения: 51.2x9x4.5м. ГЭУкотломашинная, 650л.с. Скорость 11/8.2 узла, дальность 3450 миль. Экипаж 42 человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz