Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
КАТЦ (Кац) Петр Петрович Один из первых капитанов тралового флота. В 1920 году возглавлял экипаж Т-35 «Пикша», в начале 1930-х- РТ-5 «Краб», в 1937 году - РТ-4 «Навага». Награжден орденом (1934). Вот что вспоминал проходивший на РТ «Краб» производственную практику штурман ский ученик, а впоследствии известный северный капитан В. П. Корельский: «Наш траулер всего лишь два рейса сделал после прихода из Германии. Это было но венькое... судно. Добротная отделка помещений, комфортная мебель, красивые шторы, прекрасное постельное белье. Все это впечатляло. Но хаос и беспорядок в каютах рядовых был неимоверным! ...Я был настолько молод, что на судне меня принимали за подростка. Это меня огорчало. Как и всякому пацану, мне хотелось выглядеть личностью, быть солид ным человеком. Самый легкий способ показать свою «взрослость» - это взять в зубы папи росу и выцедить - пусть и с отвращением — стакан вина. Ядо этого не опустился... Как я мог пить или спать ночью, когда вахта матросов ненадежна. Да что вахта - капитан был никуда не гож! Как-то ночью я заглянул в его каюту. Он спал. Раздавался пьяный храп. Судно отходило в море. Им управлял капитан. Но в каком виде! Без головного убора, в рубашке, поверх нее - подтяжки брюк, на босу ногу валеные туфли... В районе Солом- балы он юркнул к себе в каюту и больше не появлялся. Других штурманов в рулевой рубке не было. Стоял на руле матрос Скреб- цов и ждал команды. Делать нечего. Я вы шел на верхний мостик и стал вести судно, отдавая команды через переговорную тру бу... - Не сразу, но я все-таки понял, что от хорошей жизни моряк не станет пить запоем, - пишет В. П. Корельский. И про должает: - ...Отрезвевший экипаж «Краба» оказался работящим, дружным и не только споенным, но и спаянным коллективом. Меня на судовом собрании единогласно выбрали председателем судового комите та, решив, что я не растрачу членские взно сы и аккуратно сдам в базовый комитет. Капитан Кац подчеркнул, что теперь я пред ставляю власть на судне наравне с ним... Капитан Кац умел не только пить. Он научил меня многим хитростям и сноров ке в управлении тральщиком при спуске и подъеме трала. Уже через несколько «пока зательных» подъемов и спусков я самосто ятельно стал управлять траулером на своей вахте, хотя и числился в штате штурман ским учеником. Когда рыба шла завалом, то приходилось работать по 12-14 часов в сутки». Из книги «На моем веку», Архангельск, 1996. РТ-5 «Краб» Место постройки судов данного типа: F. SCHIHAU, Данциг, Германия (РТ II серии). В Мурманске с 1931 года (Мурманский госрыбтрест). Мобилизован 2.12.1939 (до 4.03.1940 года - «ДК-5»). Переоборудован и переклассифицирован в сторожевой ко рабль и вошел в состав Северного флота как СКР№14 «Прилив». Погиб 3.08.1943 года в результате пря мого попадания авиабомбы противника на Кильдинском плесе у мыса Сеть-Наволок. Водоизмещение 1450 т. Размерения: 51.2x9x4.5м. ГЭУкотломашинная, 650л.с. Скорость 11/8.2 узла, дальность 3450 миль. Экипаж 42 человека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz