Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

ГРИНЕР Владимир Семенович* Один из первых в России специалистов по рыболовству в открытом море. По воспо­ минаниям современников «человек кипучей энергии и предприимчивости». До 1920 года - начальник Сумской (Архангельская губерния) мореходной школы. В 1920 году заведует траловым подотделом Областьрыбы. Капитан С. Д. Копытов вспоминал: «Наконец, был закончен ремонт и нашего корабля «Камбала». Я сам наметил день от­ хода. Накануне этого дня встречаю начальника отдела тралового флота Гринера и говорю: - Владимир Семенович, я должен завтра выйти в рейс, а у меня недостает снабжения, нет тралмейстера, нет ни одного готового трала на борту. Завтра выходной день. Если все необходимое не будет доставлено на судно сегодня, отход срывается. - Я был у вас на судне, - сказал Гринер, - у вас вообще нет ничего на месте, работы много, и вы не справитесь. - Я отвечаю за свои слова. Если потребуется, будем работать всю ночь. - Хорошо. Все будет на борту сегодня же... Но помни, если завтра не выйдешь, полу­ чишь наказание за дерзость... 15 августа 1920 года в 15 часов траулер «Камбала» вышел из Архангельска в первый со­ ветский промысловый рейс. Стоявший на причале Гринер крикнул: «Счастливого пути! А мне все еще не верится, что «Камбала» идет в море»**. В. С. Гринер был одним из составителей примитивной (1920 год), но первой промыс­ ловой карты для рыбаков тралфлота, сделанной на основе рейсовых донесений и личных наблюдений. Вдальнейшем эта работа была продолжена. «Зимой 1922 года нами был поднят вопрос о необходимости издать карту, на кото­ рой были бы обозначены все освоенные промысловые районы и банки, с указанием, где и в какое время года взяты наибольшие уловы, отмечены глубины и грунты, - вспоминал С. Д. Копытов. - Обыкновенные меркаторские карты нас не удовлетворяли, так как на них в отдаленных от берега частях моря были сплошные белые пятна. Подготавливая материал для промысловой карты, мы извлекли свои памятные книжки и объединили те разрознен­ ные и весьма еще немногочисленные записи, которые в них были. В результате к началу на­ вигации 1923 года капитаны траулеров получили ценное пособие в виде первой советской промысловой карты. Сейчас эта карта может вызвать лишь улыбку - настолько скудны со­ держащиеся в ней промысловые данные. Но в то время она сыграла большую роль, особен­ но для судоводителей, впервые пришедших в траловый флот»***. В 1929 году руководил отделом по добыче рыбы Дальгосрыбтреста во Владивостоке, организовывал траловый и дрифтерный промыслы. В ходе сталинских репрессий арестован (1929), более года пробыл в тюрьме. В 1931 году сослан в концлагерь на десять лет. * В некоторых источниках Гринер Владимир Владимирович, Гриннер Владимир Самсонович. ** «Беседы старых капитанов», Мурманское книжное издательство, 1961. *** Там же.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz