Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

производили с помощью ручного ломика. Можете судить сами, как тяжело было работать на этом корабле. Трудно было приучать людей к дисциплине и вот почему. Тралмейстерский состав назначался, в большинстве случаев, отделом кадров на один рейс «для исправления» за какой-либо проступок. Да и матросов направляли таких, которых за недисциплинирован­ ность или пьянку не держали на других судах. Поэтому «Пинагор» часто называли «исправ­ домом». Большую получил я на этом траулере практику воспитательной и организаторской работы. И ловили мы все-таки неплохо. Никак нельзя сравнить те небольшие старые трауле­ ры с настоящими кораблями, оборудованными по последнему слову техники. Здесь можно хорошо работать, отдыхать, учиться и стыдно отставать. Мне много пришлось бывать в загранплаваниях, принимать новые корабли на судо­ строительных верфях в Бельгии, Швеции, Западной Германии, Англии. Неоднократно прихо­ дилось мне беседовать с моряками иностранных судов. Завязывались, конечно, разговоры на темы о жизни, о дисциплине. Я сравниваю и вижу, что жизнь экипажа иностранного кора­ бля строго разграничивается между рядовым и командным составом. А ведь у нас этого нет. Там матрос или кочегар не может и не имеет права просто, по-дружески побеседовать на жизненные темы с капитаном. Они знают только один ответ: «Есть». За малейший проступок любой член команды может быть уволен с корабля капитаном, оказаться без работы, а там это особенно страшно, потому что найти работу очень трудно. За границей, с приходом траулера в порт, вся прежняя команда увольняется, к отходу в рейс набирается новая команда. Зарабатывают они за рейс подчас неплохо, но потом по два-три месяца ждут, когда их возьмут снова на траулер. Редкий случай, когда моряк по­ падет на тот же траулер, на котором работал раньше. На траулерах там всего два штурмана, с приходом на промысел второй помощник капитана работает тралмейстером или его по­ мощником, вахту несут старший помощник и капитан, которые при обильных уловах выхо­ дят убирать рыбу. Никакой воспитательной работы и учебы не ведется, никто не думает и не заботится о повышении общеобразовательного уровня членов команды. Хозяин тральщика думает только о прибыли, а остальное его не касается. Я приведу пример «воспитательной работы», с которым мне пришлось столкнуться в Западной Германии. Я принимал там траулер с кормовым тралением «Пушкин». В течение шести месяцев происходила достройка и приемка траулера, много было исправлений и пе­ ределок. В Западной Германии никогда не строили таких траулеров. «Пушкин» был первым. Много раз выходили на испытания в Балтийское море. И каждый раз, возвращаясь в порт, что-нибудь переделывали. В предпоследний рейс мы вышли на испытания в Баренцево море примерно на сорок суток. В команде было... десять советских моряков, которые принимали судно. Были пред­ ставители верфи, корреспонденты, переводчики. Капитаном был немец, направленный су­ достроительной верфью. Однажды на переходе, когда команда не была загружена работой, многие занялись выпивкой, так как вина и пива на корабле было достаточно и их можно было взять за на­ личный расчет или в счет заработной платы. Тралмейстер и его приятели уговорили одного матроса из промысловой команды украсть вино из кладовой. Тот согласился, но был пой­ ман с поличным. Буфетчик, он же заведующий складом, доложил капитану, и капитан стал «воспиты­ вать». Он вызвал к себе в каюту провинившегося, избил его до полусмерти, и тот целую неделю не мог работать. Когда он оправился, с большими синяками, ссадинами и царапи­ нами пошел к капитану просить разрешения работать. Тот разрешил, удержав из зарплаты тридцать пять процентов. Вот так «воспитывают» команды рыболовных судов в Западной Германии. Газета «Рыбный Мурман» (№ 26, 27, 291959 года).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz