Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
производили с помощью ручного ломика. Можете судить сами, как тяжело было работать на этом корабле. Трудно было приучать людей к дисциплине и вот почему. Тралмейстерский состав назначался, в большинстве случаев, отделом кадров на один рейс «для исправления» за какой-либо проступок. Да и матросов направляли таких, которых за недисциплинирован ность или пьянку не держали на других судах. Поэтому «Пинагор» часто называли «исправ домом». Большую получил я на этом траулере практику воспитательной и организаторской работы. И ловили мы все-таки неплохо. Никак нельзя сравнить те небольшие старые трауле ры с настоящими кораблями, оборудованными по последнему слову техники. Здесь можно хорошо работать, отдыхать, учиться и стыдно отставать. Мне много пришлось бывать в загранплаваниях, принимать новые корабли на судо строительных верфях в Бельгии, Швеции, Западной Германии, Англии. Неоднократно прихо дилось мне беседовать с моряками иностранных судов. Завязывались, конечно, разговоры на темы о жизни, о дисциплине. Я сравниваю и вижу, что жизнь экипажа иностранного кора бля строго разграничивается между рядовым и командным составом. А ведь у нас этого нет. Там матрос или кочегар не может и не имеет права просто, по-дружески побеседовать на жизненные темы с капитаном. Они знают только один ответ: «Есть». За малейший проступок любой член команды может быть уволен с корабля капитаном, оказаться без работы, а там это особенно страшно, потому что найти работу очень трудно. За границей, с приходом траулера в порт, вся прежняя команда увольняется, к отходу в рейс набирается новая команда. Зарабатывают они за рейс подчас неплохо, но потом по два-три месяца ждут, когда их возьмут снова на траулер. Редкий случай, когда моряк по падет на тот же траулер, на котором работал раньше. На траулерах там всего два штурмана, с приходом на промысел второй помощник капитана работает тралмейстером или его по мощником, вахту несут старший помощник и капитан, которые при обильных уловах выхо дят убирать рыбу. Никакой воспитательной работы и учебы не ведется, никто не думает и не заботится о повышении общеобразовательного уровня членов команды. Хозяин тральщика думает только о прибыли, а остальное его не касается. Я приведу пример «воспитательной работы», с которым мне пришлось столкнуться в Западной Германии. Я принимал там траулер с кормовым тралением «Пушкин». В течение шести месяцев происходила достройка и приемка траулера, много было исправлений и пе ределок. В Западной Германии никогда не строили таких траулеров. «Пушкин» был первым. Много раз выходили на испытания в Балтийское море. И каждый раз, возвращаясь в порт, что-нибудь переделывали. В предпоследний рейс мы вышли на испытания в Баренцево море примерно на сорок суток. В команде было... десять советских моряков, которые принимали судно. Были пред ставители верфи, корреспонденты, переводчики. Капитаном был немец, направленный су достроительной верфью. Однажды на переходе, когда команда не была загружена работой, многие занялись выпивкой, так как вина и пива на корабле было достаточно и их можно было взять за на личный расчет или в счет заработной платы. Тралмейстер и его приятели уговорили одного матроса из промысловой команды украсть вино из кладовой. Тот согласился, но был пой ман с поличным. Буфетчик, он же заведующий складом, доложил капитану, и капитан стал «воспиты вать». Он вызвал к себе в каюту провинившегося, избил его до полусмерти, и тот целую неделю не мог работать. Когда он оправился, с большими синяками, ссадинами и царапи нами пошел к капитану просить разрешения работать. Тот разрешил, удержав из зарплаты тридцать пять процентов. Вот так «воспитывают» команды рыболовных судов в Западной Германии. Газета «Рыбный Мурман» (№ 26, 27, 291959 года).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz