Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

ДИСЦИПЛИНА НА ПРОМЫСЛОВОМ КОРАБЛЕ Из воспоминаний капитана Д. А. Буркова Многие опытные капитаны, прекрасно знающие траловое дело, устанавливали на сво­ их судах жесткую дисциплину, они учились сами и обучали всю команду как чинить трал, со­ обща продумывали как ускорить подъем и спуск его, как быстрее распутать мешок и крылья в то время были нередки случаи завертов трала во время спуска). И это все происходило потому, что не у кого было учиться, не было такого большого опыта в работе с орудиями лова, который накопился сейчас. Промысловая разведка в то время не была организована, разведку рыбы производили g те же промысловые траулеры, с них не снимался и план вылова рыбы. При обильных уло- I вах на мостике оставался только капитан, у машины - старший механик, у парового котла [ - вахтенный кочегар. Вся остальная команда участвовала в уборке рыбы. Но, что интересно s заметить, когда нужно чинить трал, его приходил чинить и капитан, и совсем не потому, что I : не хватало людей, а потому, что командиры кораблей досконально изучали траловое хозяй- : і ство. И это нужно было бы учесть многим нашим молодым капитанам. Вот поэтому-то такие капитаны, как Степан Дмитриевич Копытов, Спиридон Петрович Леонтьев, Федор Михай­ лович Михов прекрасно знали траловое дело, обучали матросов, давали полезные советы з мастерам по орудиям лова. На судах, где работали эти капитаны, была высокая трудовая дисциплина, команды, как правило, не менялись; люди плавали по несколько лет на одном корабле, они привыкали друг к другу, с одного слова понимали друг друга, все распоряже­ ния капитана выполняли быстро и безоговорочно. Главное в соблюдении дисциплины - это \ требовательность, а она прививается с детства. Вспоминаю, когда я мальчишкой плавал на небольших парусных судах в Норвегию, мне 1 приходилось не только готовить для команды кушанья, но и печь хлеб в маленькой судовой печке. Вспоминаю я одного капитана, который в каждой мелочи требовал порядка. Вот мо- і ешь, бывало, палубу в его каюте, он всегда говорит: «Вымой в углах почище, а середину- ’ как хочешь». Да! Когда вымоешь чисто tf,» !/-"/''" РТ-65 « Революция » РТ-65 «Революция». Место постройки: Северная верфь, Ленинград, СССР (1 серия). В Мурманске с 1932 года. С 1941-го - судно-отопитель. в углах каюты, то никогда не оставишь грязи на средине. К чему я это говорю? Да к тому, что исполнительность, дис­ циплинированность должны быть в любой мелочи. ...Первые годы работы капита­ ном я плавал на старом небольшом траулере «Пинагор», который считался самым плохим. Скорость хода его без трала не превышала 5-6 миль....Тра- лировали по ветру и после подъема трала заходили снова на ветер, потому что против ветра с тралом идти не по­ зволяла мощность машины. Радио на судне не было. Лови­ ли мы рыбу, самостоятельно находя место для промысла, даже не могли связаться с другими кораблями. Бара­ баны лебедки рассчитаны были всего на 250 саженей ваеров, тележки для раскладки ваеров не было, укладку

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz