Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
✓ г 0 г - Коч «Помор», Баренцево море, 1989 год Трудно спорить со знатоком Севера Б. И. Кошечкиным, но карелы, а если точнее, то народы, населяющие территорию современной Карелии, никогда мореходами не были. Да, они без труда плавали по самым крупным в Европе Ладожскому и Онежскому озерам, соз дали свой тип надежной парусно-весельной лодки - «кижанки». А тип судна, который мож но назвать как «лодья поморская», получил распространение по всему побережью Белого моря лишь с колонизацией его русскими людьми. Вскоре для дальних странствий первопро ходцам потребовались не только мореходные, но и способные выживать во льдах «кочевые суда» - кочи. Как же выглядело поморское деревянное судно для ледового плавания, на котором вплоть до XIX века «бежали под парусом» и «ходили гребью» по неласковым северным морям первопроходцы? Выбор формы древнему масте ру диктовали условия плавания в Арктике. Пробиваясь на север к богатым пушниной и морским зве рем местам, мореходы шли вдоль кромки ледяного припая, подчас им приходилось зимовать на не обитаемых островах. Малая осад- Й - ка, плоскодонность кочей позво ляли при неблагоприятной погоде выволакивать корабли на лед, однако на переходе по чистой воде выявляли и ряд неудобств Щ,. - валкость, плохую управляемость при крупной зыби. Петр I в свое время ограничил запре- тами строительство поморских кочей. Царю, видите ли, нужно было срочно обзавестись зна- 'У чительным количеством фрегатов и галиотов, чтобы начать на Балтике войну со шведами. А лучшими по тем временам корабельными мастерами были поморы, которых таким об разом принуждали к «государеву делу». Так еще три столетия назад были утеряны секреты древних мастеров. Почти навсегда, если бы не энтузиасты из петрозаводского клуба «По лярный Одиссей», которые смогли не только восстановить облик коча и построить его ново дел, но и совершить-смоделировать плавания по Белому морю, к Груманту-Шпицбергену и берегам Аляски. Никаких чертежей коча не существовало, а сохранившиеся рисунки старинных руко писей помочь при постройке судна не могли. Поэтому годами по крупицам современные карельские мореходы постигали опыт старых мастеров, изучали технологию постройки кар басов в Поморье. У карбаса, как и коча, обшивка идет внакрой - кромка на кромку. В конеч ном итоге вырастает судно с прочным яйцевидным корпусом и срезанными в виде салазок носом и кормой. Кроме того, и собственный опыт мореплавания помог петрозаводчанам понять, каким же должен быть поморский коч. В итоге удалось, во-первых, собрать воедино ценные для науки материалы, составленные из архивных данных, из воспоминаний старо- жилов, из анализа поднятых с морского дна останков судов. Во-вторых, был воссоздан об- лик старинного коча, сделан его новодел, а не просто модель. В-третьих, были проведены морские испытания, которые доказали отличные мореходные качества построенного коча. и В XV веке Новгород Великий потерпел поражение от московского князя Ивана III, и : вскоре вся Кольская земля, все Поморье вошли в состав единого Российского государства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz