Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

Очень важным показателем работы траулеров в те годы являлся расход угля. В 1927 году тралфлот израсходовал 20890 тонн угля и добыл в среднем на каждую тонну угля по 839 килограммов рыбы и по 21 килограмму рыбьего жира. Как видим, близость флота к районам промысла дала немалые выгоды. Если переход из Архангельска на рыбные банки Центрального Гольфстрима занимал до 50 ходовых часов, то из Мурманска - 26 часов. А за каждым часом стояли тонны угля, который по-прежнему приходилось закупать за границей. Если в Архангельске 5-6 месяцев, пока Белое море было сковано льдом, суда стояли на приколе, то Кольский залив не замерзал, и рыбу стали ловить даже в самые студеные зимние месяцы. В 1920-х годах Севгосрыбтрест передал кооперации свои многочисленные фактории на побережье и главное внимание уделил траловому флоту, его техническому оснащению и подготовке кадров. В тралфлоте уже был накоплен определенный положительный опыт ведения промыс­ ла, снабжения и обслуживания судов. Ушло в прошлое время, когда капитаны вязали и чи­ нили сети, а штурманы вместе с матросами спускали и поднимали тралы. Командный состав вынужден был браться за учебники, судоводители штудировали книги по астрономии, ведь начинался круглогодичный лов в открытом море, вдали от береговых ориентиров. Что же к 1927 году представлял собой траловый флот в техническом отношении? Тра- улерам-первенцам исполнилось по 20 и более лет. Некоторые суда были совершенно не­ пригодны для промысла в зимнее время. На многих траулерах отсутствовала радиосвязь. Только в 1929 году береговые радисты впервые установили связь с РТ-38, промышлявшим на «Медвежке». Это стало большим событием в жизни флота. Вте годы на Мурмане не существовало промысловой разведки. Каждый капитан искал и ловил рыбу на свой страх и риск. Обычно удачливый траулер созывал к себе других, и на косяке работала группа судов. Постепенно обмен промысловой информацией стал входить в норму поведения, в систему работы. Долгое время флот работал отечественными тралами, сконструированными Ф. М. Ми- ховым и С. П. Леонтьевым. Однако новые районы и новые условия промысла требовали более совершенных орудий лова. Почти год испытаний потребовался, чтобы перенять у иностранцев работу тралами с кабелями, что позволило увеличить уловы за одно траление почти вдвое. Появились кухтыли, то есть поплавки для вертикального раскрытия трала. Сети рыбаки выбирали вручную с помощью железных крючьев, и вытащить на борт полный трал таким образом было невозможно. Здесь-то и вошло в практику еще одно новшество - де- лежный строп с линем. С 1927 года траловый флот стал пополняться новыми судами из Германии: «Ф. Дзер­ жинский», «Большевик», «Мурманск», «Архангельск», «М. Горький». Это были по тем вре­ менам крупные и мощные траулеры, которые брали больше топлива и, следовательно, мог­ ли ходить в более отдаленные районы промысла. Начались работы по проектированию и строительству рыбопромысловых судов на отечественных верфях. В стране развернулась сталинская индустриализация. К концу 1920-х годов индустри­ ализация и «свертывание» различных форм хозяйствования затронули рыбные промыслы Мурмана: превращенная в годы НЭП в промышленно-транспортный и колонизационный комбинат «Желрыба» была ликвидирована. Мурманская железная дорога, куда входил и Мурманский порт, вела освоение края, развивала промышленность и промыслы. Сее помо­ щью были построены лесопильные, кирпичные, деревообрабатывающие заводы. «Желры­ ба» занималась добычей рыбы. Теперь эти функции были монополизированы государством. В 1930 году началась спешная коллективизация мурманского рыбачества и создание на побережьях рыболовецких колхозов. Шли годы первой советской пятилетки (1928-1932). Тралфлота]

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz