Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

т 3. Мурманск: строительство тралбазы и тралфлота* Мурманск, в котором к середине 1920-х годов было около восьми тысяч жителей и электроэнергии едва хватало на освещение, переживал второе рождение. При впадении в Кольский залив Варничного ручья началось строительство причалов, посолочного рыбоза­ вода, складов. С 1 декабря 1920 года на базе переведенных из Полярного мастерских берет свое начало Мурманская судоверфь. Летом 1926 года были забиты первые сваи будущего рыбного порта, электростанции, на тралбазе начали проводить узкоколейку, водопровод. Надо было строить не только производственные сооружения, но и жилые дома. Траловая база создавалась ценой величайших усилий. Как это всегда бывает, к чисто хозяйственным вопросам прибавлялись организационные: в Москву отправлялись настой­ чивые ходатайства о финансировании стройки. Так или иначе, но район так называемой «гражданской пристани» довольно быстро рос и застраивался. В заливе шли землечерпательные работы, углублялись подходы к причалам, строились новые пирсы. К концу 1926 года полностью был построен склад для хранения 120 тысяч пудов соли, материальный двухэтажный склад, железнодорожные пути к причалам... В 1929 году вступил в строй фильтровочный завод, рядом с первым деревянным корпусом посолочного склада строился холодильник. Доживал последние дни «Юпитер» - так назы­ валась баржа, на борту которой вырабатывали рыбную муку. Началось строительство мощ­ ного по тем временам консервного завода. В 1927-1928 годах вся рыбная промышленность Мурманска состояла из тралбазы, судоверфи, механической мастерской и электростанции, которые обслуживали около 500 рабочих. До 1922 года, пока действовали постановления военного времени, в тралфлоте текуче­ сти кадров не было. А с отменой мобилизационного закона положение резко изменилось. Экипажи рыболовных траулеров обновлялись каждый год почти полностью. На судне по­ стоянным оставался, как правило, лишь костяк команды - 6-7 человек (капитан, штурман, тралмейстер, механик, боцман). С началом путины экипаж набирался до полного штата и, как мы понимаем, народ на траулеры приходил всякий - и хороший, и плохой. Их надо было не только обучать работе, но и воспитывать. А главное - готовить кадры для флота в Мур­ манске. 15 апреля 1924 года Мурманский губисполком принимает постановление об органи­ зации Севгосрыбтрестом школы рыбного дела, в которой моряки могли бы изучать технику лова, методы обработки рыбы, заграничный опыт тралового промысла. Преимущественное право поступления в школу имели местные жители, рыбаки Мурмана и члены их семей. В 1925 году в Александровске была открыта школа рыбацкой молодежи, которая стала гото­ вить мотористов и рыбообработчиков. Как же работал траловый флот после перевода его из Архангельска в Мурманск? В 1925 году, когда траулеры в основном базировались в Архангельске, ими было сделано 138 про­ мысловых рейсов и добыто 126,5 тыс. центнеров рыбы. В 1927 году, когда флот полностью находился в Мурманске, траулеры совершили 175 рейсов и выловили 175,3 тыс. центнеров рыбы. То есть число рейсов выросло на 27 процентов, а уловы - почти в полтора раза. Боль­ шую часть улова составляла треска (64 процента), затем - пикша (28 процентов) плюс мор­ ской окунь, зубатка, камбала, палтус. Средняя продолжительность рейса 18 суток, средний улов за рейс - 1 тысяча центнеров, средний улов за траление - чуть более 10 центнеров. *При подготовке этой главы использованы данные из книги А. А. Киселева и А. И. Краснобаева «История Мурманского тралфлота (1920-1970 гг.)». Мурманск, 1973.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz