Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

ХРОНИКА 1925 ГОДА В Мурманском тресковом береговом | промысле в 1925 году принимало участие 3445 рыбаков, из них пришлых 2835 и И в ь , местных колонистов 610. На Восточном Мурмане работало 3080, на Западном — 365 человек. Лов производился на 1056 малых судах. Наиболее распространенным типом промыслового судна в 1925 году являлась ела (40 процентов от обще­ го числа судов). Резко увеличилось число кар­ басов и уменьшилось число шняк. Количество моторных судов составило только 3,3 процента. І * * * Организация наживочного дела на Мурмане > в 1925 году была поручена «Севгосрыбтресту», имевшему в Гаврилове и Териберке по одной ар­ тели для добычи наживки. Заготовка трестом наживки составила 185,5 центнера. Самими лов­ цами было добыто 3281,5 центнера наживки. * * * Осуществлялся опытный лов рыбы ставны­ ми неводами, выписанными из Японии, которые показали высокую продуктивность и перспек­ тивность. На приобретение неводов в «Севгос- рыбтресте» выделен кредит, который намечен к распределению среди рыбацкого населения. * * * В целях повышения материальной заинтересован­ ности экипажей траулеров «Севгосрыбтрест», помимо зарплаты, ввел выдачу морякам 10 процентов их улова. улеры собирались на зимовку в устье Двины. Большая часть моряков разъезжалась: кто в деревню, к родным, кто искать другую работу. К весне команды возвращались на свои ко­ рабли. Нерациональность такой организации работы флота, промышляющего в незамерза­ ющем Баренцевом море, видели все и понимали, что флоту нужна база на Мурманском по­ бережье, омываемом теплыми водами Гольфстрима. Руководитель образованного весной 1924 года Севгосрыбтреста И. А. Мурашев был сторонником перевода главной базы флота из Архангельска в Мурманск. К тому времени траловый флот добывал столько же рыбы, как и кустарный лов. К концу 1925 года Мурманский тралфлот насчитывал 17 промысловых единиц и замет­ но набирал темпы работы. Если за 1924 год траулеры сделали 88 рейсов, то в 1925-м - 138, Средняя продолжительность рейса составила 17-18 дней. На вторую половину 1920-х годов перед флотом и властями стояли две стратегические задачи: повысить производительность труда и построить в Мурманске тралбазу. тралового флота, сделав 40 рейсов, добыли 126,6 тысячи пудов рыбы. В 1924 году число трауле­ ров увеличилось с 12 до 15, возросло количество рейсов, выросли уловы. Несмотря на это, группа специалистов, ссылаясь на высокую себестои­ мость и невысокое ка­ чество тралфлотовской продукции, считала, что вообще нет смысла тратить деньги на даль­ нейшее развитие отече­ ственного тралового про­ мысла, а лучше покупать рыбу в Норвегии, где пуд трески стоил 50 копеек. Пуд же тралфлотовской трески первоначально стоил на порядок выше - 5 рублей. Первые годы трал- флот работал сезонно. Суда выходили из Ар­ хангельска на промысел лишь после того, как Гор­ ло Белого моря очища­ лось ото льда, то есть не раньше конца апреля. Поздней осенью все тра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz