Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
ХРОНИКА 1925 ГОДА В Мурманском тресковом береговом | промысле в 1925 году принимало участие 3445 рыбаков, из них пришлых 2835 и И в ь , местных колонистов 610. На Восточном Мурмане работало 3080, на Западном — 365 человек. Лов производился на 1056 малых судах. Наиболее распространенным типом промыслового судна в 1925 году являлась ела (40 процентов от обще го числа судов). Резко увеличилось число кар басов и уменьшилось число шняк. Количество моторных судов составило только 3,3 процента. І * * * Организация наживочного дела на Мурмане > в 1925 году была поручена «Севгосрыбтресту», имевшему в Гаврилове и Териберке по одной ар тели для добычи наживки. Заготовка трестом наживки составила 185,5 центнера. Самими лов цами было добыто 3281,5 центнера наживки. * * * Осуществлялся опытный лов рыбы ставны ми неводами, выписанными из Японии, которые показали высокую продуктивность и перспек тивность. На приобретение неводов в «Севгос- рыбтресте» выделен кредит, который намечен к распределению среди рыбацкого населения. * * * В целях повышения материальной заинтересован ности экипажей траулеров «Севгосрыбтрест», помимо зарплаты, ввел выдачу морякам 10 процентов их улова. улеры собирались на зимовку в устье Двины. Большая часть моряков разъезжалась: кто в деревню, к родным, кто искать другую работу. К весне команды возвращались на свои ко рабли. Нерациональность такой организации работы флота, промышляющего в незамерза ющем Баренцевом море, видели все и понимали, что флоту нужна база на Мурманском по бережье, омываемом теплыми водами Гольфстрима. Руководитель образованного весной 1924 года Севгосрыбтреста И. А. Мурашев был сторонником перевода главной базы флота из Архангельска в Мурманск. К тому времени траловый флот добывал столько же рыбы, как и кустарный лов. К концу 1925 года Мурманский тралфлот насчитывал 17 промысловых единиц и замет но набирал темпы работы. Если за 1924 год траулеры сделали 88 рейсов, то в 1925-м - 138, Средняя продолжительность рейса составила 17-18 дней. На вторую половину 1920-х годов перед флотом и властями стояли две стратегические задачи: повысить производительность труда и построить в Мурманске тралбазу. тралового флота, сделав 40 рейсов, добыли 126,6 тысячи пудов рыбы. В 1924 году число трауле ров увеличилось с 12 до 15, возросло количество рейсов, выросли уловы. Несмотря на это, группа специалистов, ссылаясь на высокую себестои мость и невысокое ка чество тралфлотовской продукции, считала, что вообще нет смысла тратить деньги на даль нейшее развитие отече ственного тралового про мысла, а лучше покупать рыбу в Норвегии, где пуд трески стоил 50 копеек. Пуд же тралфлотовской трески первоначально стоил на порядок выше - 5 рублей. Первые годы трал- флот работал сезонно. Суда выходили из Ар хангельска на промысел лишь после того, как Гор ло Белого моря очища лось ото льда, то есть не раньше конца апреля. Поздней осенью все тра-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz