Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

В ту навигацию судам молодого тралфлота не удалось поработать в полную силу. Ска­ зались затруднения с углем и промысловым снаряжением. Траулеры сумели сделать в том году лишь по три-пять рейсов. Средний вылов на судно составил тогда 8400 пудов (135 тонн). На выгрузку траулеры ходили в Архангельск на Факторию. Там уже были причал, склад. Все это принадлежало прежде Торговому дому «Беззубиков и сыновья». Там же находились трало-такелажная и небольшая механическая мастерская с кузницей, в которой работали 4-5 человек. И то и другое служило некоторым подспорьем для вооружения и ремонта тра­ улеров. Тем не менее промвооружение для судов закупалось за границей, в частности, в Норвегии. ...О подготовленности к работе экипажей В. Гринер* писал после окончания промысло­ вого сезона 1920 года следующее: «Имеющийся личный состав траулеров Областьрыбы не может считаться достаточно опытным. Большинство лиц, занимающих должности 1-й кате­ гории, работают на траулерах второй год, причем промысловые плавания совершали, начи­ ная со второй половины сезона. Наиболее опытный, капитан Викман, имеющий общий стаж тралового промысла около 7 лет, уехал в Латвию. Есть лишь один первоклассный специалист для работы в море с тралами - это тралмейстер-инструктор Ф. Шамалуев». В навигацию 1921 года траулеры выходили в рейс не только под номерами, но и с на­ званиями, присвоенными им. Вместо прежних, дореволюционных типа «Грумант», «Надеж­ да», «Мезень», «Патрон», траулеры получили названия рыб: «Треска», «Пикша», «Окунь», «Сайда», «Зубатка», «Пинагор», «Камбала», «Навага», «Кумжа», «Палтус», «Налим», «Скат», «Дельфин», за что моряки окрестили флот «рыбьей флотилией». При этом один, Т-30, по­ лучил нехарактерное название - «Лучинский» - в память о погибшем в марте 1921 года революционном деятеле Чумбарове-Лучинском. Почему особое имя было присвоено имен­ но этому траулеру? Он открыл навигацию 1921 года. Кроме того, по сравнению с другими траулерами Т-30 был в лучшем техническом состоянии, располагал более мощной машиной - 600 л. с.** Вот полный список первых судов тралового флота и капитанов этой «рыбьей флоти­ лии»: РТ-25 «Сайда» - капитан Н. И. Новожилов; РТ-26 «Треска» - капитан С. П. Леонтьев; РТ-27 «Окунь» - капитан М. В. Михеев.; РТ-28 «Камбала» - капитан С. Д. Копытов; РТ-29 «Навага» - капитан А. П. Новожилов; РТ-30 «Лучинский» - капитаны М. А. Викман и Г. Я. Каск; РТ-32 «Кумжа» - капитан Г. А. Шлыков; РТ-35 «Пикша» - капитан П. П. Катц; РТ-37 «Палтус» - капитан М. К. Моисеев; РТ-39 «Зубатка» - капитан Ф. М. Михов; РТ-40 «Скат» - капитан А. М. Овчинников; РТ-42 «Пинагор» - капитан Г. А. Епифанов. I і * Заведующий траловым подотделом Архобластьрыбы. ** Книга «90 штормовых лет», Архангельск, 2010.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz