Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
Становлениедралфлота] Главная задача, которую решали 85 человек первого состава тралфлота, заключалась в том, чтобы как можно быстрее привести суда в Архангельск, подремонтировать их и на чать промысел. В Порчнихе и Порт-Владимире не было ни ремонтных мастерских, ни угля. _ Архангельская тралбаза на запрос ответила: «Угля нет. Ждите дальнейших распоряжений». 18 w ...Маиским утром из Порчнихи, держа курс на восток, вышел караван тральщиков. _ «Добыча» угля в Иоканьге оказалась делом нелегким. Из трюма полузатонувшего в транспорта достать уголь было невозможно, и морякам пришлось с помощью кувалды и © зубила снимать палубный настил. Таким образом, все шесть порчнихинских траулеров за получили уголь и благополучно прибыли в Архангельск. Группа судов, зимовавших в Порт-Владимире, оказалась еще в более худшем положе нии. Моряки буквально наскребли угольной смеси и кое-как дотянули суда до Александров- ска. Здесь на пристани случайно обнаружили штабель заросшего травою и перемешанного с мусором угля. Расчистили землю и, выбирая каждый кусочек, погрузили уголь в бункера. ...Началась хлопотливая и нелегкая подготовка флотилии к выходу на промысел. Меха нические мастерские Архангельска задыхались от заказов, и траулеры пришлось ремонти ровать по очереди: полностью готовили одно судно, а затем переходили на другое. Выглядели первые суда малопривлекательно: черный с низкими бортами корпус, вы сокая, чуть откинутая назад, труба, деревянная, кое-как сколоченная и не всегда даже по крашенная рубка. Траулер имел паровую машину и мог перевезти не более ста тонн груза. Для размеще ния команды (23 человека) на тральщике было четыре жилых помещения: две маленькие каюты (для капитана и старшего механика), каморка для инструктора-иностранца и общий кубрик для всех остальных, служивший морякам и столовой, и спальней, и сушилкой для одежды. Экипажи первых судов набирались по вольному найму в основном из числа поморов архангельских, мезенских и терских деревень»*. - Излишне говорить и о том, что трудности при подготовке судов к выходу в море был во всем: в снабжении промысловым оборудованием, солью, льдом, запчастями, рабочей одеждой, продовольствием, - пишет редактор газеты «Рыбак Севера» Н. И. Зеленина в книге «90 штормовых лет», изданной к юбилею Архангельского тралфлота. - Только к середине июля вместо запланированного мая с неимоверным трудом удалось отправить в рейс лишь несколько траулеров. Первым под флагом РСФСР ушел 29 июня 1920 г. из Архангельска на промысел траулер Т-30 под командованием капитана Микеля Андреевича Викмана. Эта дата традиционно счи тается днем рождения первого государственного тралового флота России... Второй траулер, Т-39, вышел 30 июня. Его повел на промысел капитан Федор Михайлович Михов. Вслед за первыми двумя в рейс из Архангельска направились в июле еще несколько траулеров: Т-28 (капитан С. Д. «опытов), Т-25 (капитан Н. И. Новожилов), Т-29 (капитан А. П. Новожилов), Т-26 (капитан С. П. Леонтьев), Т-35 (капитан П. П. Катц)... - они были вооружены тралами и про мысловым оборудованием, оставшимися от прежних хозяев. Непростым был тот первый советский промысел. Рейс Т-30, например, продолжался чуть более 13 суток с переходами в район лова и обратно. Экипаж сделал 49 тралений и добыл 2850 пудов рыбы - в основном пикши. Приблизительно так же сработала и команда Т-39. * А. А. Киселев, А. И. Краснобаев. «История Мурманского тралового флота (1920-1970 гг.)». Мурманское книжное издательство, 1973.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz