Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

Что же за картину увидел капитан И. П. Бурков в Порчнихе* и Порт-Владимире**, где на зиму был оставлен ныне национализированный флот? Прежде всего скажем, что добраться туда в марте-апреле было нелегко: лед в Белом море еще не сошел и пароходы не ходили, а берегом по весенней распутице... Была железная дорога, через Петроград, но и на нее, как мы понимаем, весной 1920 года надежды было мало. Так что, надо думать, в первую очередь сработала более цивилизованная связь-телеграф, по которому передавались рас­ поряжения и команды представителям в Александровске и Мурманске. В местах зимовки траулеров прежние хозяева предусмотрительно оставили по не­ сколько десятков человек, которые охраняли и по мере возможности готовили суда к лет- / НгnthИ РТ-37 «Палтус» Построен в апреле 1911 года на верфи «Hall, Russell & Со», Абердин, Ан­ глия. Бывший аргентинский траулер «Siete» компании «Sociedad Pescadora Argentina», Буэнос-Айрес. 29.09.1916 года куплен Морским ве­ домством как Т-37 и 20.01.1917 года включен в состав ФСЛО (Флотилии Се­ верного Ледовитого океана). Участвовал в Первой мировой войне. 17.02.1918 ветской власти. 22.05.1918 г. выделен для передачи Норвегии в счет погаше­ ния долга Морского ведомства, но в августе 1918 г. захвачен белогвардейцами и продан Центросоюзу. 25.02.1920 г. захвачен в Архангельске частями РККА. 19.03.1920 г. национализирован и передан в распоряжение Бе­ ломорского Управления рыбо-звериными промыслами (Архобластьрыба). В качестве рыболовного траулера вошел в состав Облгосрыбпрома (Архангельск). С 01.09.1921 г. - Т-37 «Палтус», с 1935 г. - РТ-37 «Палтус». Капитан П. К. Моисеев. В 1938 году передан в состав МТФ. В 1941 г. мобилизован, в 1942 г. возвращен тралфлоту. В марте 1958 года, выйдя с заводского ремонта в Мурманске и не определив девиацию, последовал в Мотовский залив. Через сорок минут, после прохождения маяка Сеть-Наволок, во время сильного снежного заряда с полного хода вылетел на берег. Экипаж покинул погиб­ шее судно на шлюпках. Жертв не было. Основные элементы: длина 43,15 м, ширина 7,25 м, осадка 3,50 м, водоизмещение 550 т, вместимость полная 276 рег. т, 1 вертикальная паровая машина мощностью 450 л.с., скорость 10,5 узла. * ПОРЧНИХА (в поморской лоции — Поршниха), населенный пункт в одноименной губе, к востоку от устья р. Воронья. В 1920 году постоянных жителей не было. По переписи 1926 года проживало 4 человека. **ПОРТ-ВЛАДИМИР, населенный пункт на о. Шалим, при входе в Ура-губу Баренцева моря. Прежнее название - Еретики. В 1905 стояло 2 дома, 3 стана, 4 амбара. Населенный пункт зареги­ стрирован в 1920 году. До 1930-х годов был обитаем только в промысловое время.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz