Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.

w лась, судно меняло район и находило места более благоприятные для промысла. Наконец, траулер много меньше зависел от погоды, чем утлые поморские карбасы. Мне не потребо­ валось много времени, чтобы узнать все преимущества тралового промысла, а вслед за этим явилось желание изучить его как можно лучше. Техника лова была такова. Трал спускали только по ветру, так как машина была слабой и при вытравливании ваеров на ветер у судна не хватало хода. Стрел не было, поэтому ме­ шок и бобенцы приходилось сбрасывать за борт вручную. Марок на ваерах не пробивали, а для того, чтобы учитывать длину вытравливаемого троса, на нем делали белой краской отметки. Эти отметки быстро сходили, их надо было возобновлять при каждом спуске трала. Делалось эта так: у ваера стоял матрос с банкой белой краски и, подновляя отметки, громко сообщал тралмейстеру, сколько вытравлено троса. Циркуляции при подъеме трала не делали. Лишь в том случае, когда нужно было отой­ ти от поднимавшегося из глубины мешка с рыбой, машине давали несколько оборотов. Вспоминается, что эта операция не всегда проходила гладко. Бывало, что мешок всплывал у противоположного борта или выворачивался, и вся рыба уходила. Выбирали трал на борт вручную по команде тралмейстера. Удавных и дележных стро­ пов не было. Мешок поднимали на борт с помощью талей; джильсонов тогда не применяли. Случалось, что мешок обрывался, и мы теряли весь улов. Куток завязывали узлом. Для того, чтобы его развязать, приходилось лезть под мешок. При большом улове это было не без­ опасно - мешок мог оборваться и задавить матроса насмерть. В лучшем случае он вылезал Ц из-под мешка промокшим до нитки. JL Весною «Север» ловил треску у Рыбачьего полуострова и на Кильдинской банке, летом Ц - около острова Харлова и в южной части центрального района, с августа - у Канина. Про- мышляли главным образом в западной и юго-западной частях этого района. Места еще не были изучены и опускали мы трал на авось. Если рыба попадала, производили повторные траления; не было ее - шли дальше. Сколько-нибудь ясного представления о промысловой обстановке ни тралмейстер, ни тем более капитан не имели. Уловы мы сдавали в Александровске на старый трехмачтовый барк, служивший пла­ вучей базой. На нем были запасы угля и тралового вооружения. Здесь же производилась торговля необходимыми в матросском быту товарами. Из этой торговли владелец базы и траулера К. Ю. Спаде извлекал немалую выгоду. «На траулерах в Баренцевом море», Севморпуть. 1946. ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ТРАЛОВЫЙ МАСТЕР Из очерка журналиста, штурмана МТФ В. Хряшкова Журналистскии поиск свел меня с людьми, знавшими первого русского тралмейстера - Федора Егоровича Шамалуева. Их воспоминания, рассказы родственников, десятки архив­ ных материалов, - все вместе взятое воспроизводило облик мастера «золотые руки», чело­ века доброй и чистой души. Я побывал на родине Федора Егоровича. Старинное поморское село Нюхча. Деревян- чгі ные, норвежского образца, дома облепили берега реки того же названия. Среди них зате­ рялся и домик Шамалуевых. Сейчас он опустел, полуобвалился. Возле него тонкие березки, посаженные, может быть, самим хозяином, по-молодому тянутся вверх. В Нюхче Федор Егорович провел последние дни своей жизни. Как всегда бывает: .**, сколько бы ни прожил на стороне, а в родные места все равно тянет. Только раньше редко j удавалось походить по знакомым тропинкам, послушать неумолчный шум реки или полю­ боваться беломорскими зорями. Все хлопоты, заботы, рейсы за треской. Море занимало •' ~ _ <* ч -Г С ------

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz