Георги, В. С. Тралфлот : книга первая цикла «Севрыба» : из серии «Капитаны рыбного хозяйства СССР» / [ав.-сост. В. С. Георги] ; под ред. капитана дальнего плавания А. Н. Якунина. – Херсон : ООО «ПКФ «СТАР» ЛТД», 2014. – 423 с. – Северный рыбопромысловый бассейн.
; ѵ - Так началось мое плавание на рус ском траулере «Север». ...Команда готовилась к подъему тра ла. Какой бы то ни было порядок при этом отсутствовал. Надо сказать, что тралмей стером на судне был англичанин Джус, ни слова не говоривший по-русски. Команды мы понимали плохо. Навыков работы с тралом ни у кого еще не было. Джус, вы сокий старик лет шестидесяти, отдавал приказания, пользуясь для этого десятком интернациональных морских терминов да короткими энергичными жестами. Но _ _____ этого было недостаточно, и люди часто • ' * делали не то, что нужно. Тогда на бритой * V физиономии Джуса п ц п ) складки, он бросался к тралу, отталкивая И г д И и 'jf f т Я матросов. Сумятица от этого увеличива- . ' /•••-' '/ f j чалась уборка рыбы. Специальных столов '? ' f . / w js ’S/ , ' ’■ '■/»' для разделки улова, существующих на со временных траулерах, тогда не было и в помине. Матросы шкерили треску кто как умел. Те, которым довелось побывать в Норвегии, работали по принятому там способу: клали рыбу на палубу и, прижимая ее к левой ноге, быстрым движением ножа разрезали вдоль спины. Все внутренности, в том числе и ценная тресковая печень, шли за борт. Ни утильустановки, ни салогрейки на траулере не было. Ловили мы на Кильдинской банке, милях в 20-25 от берега. Уловы были не особенно велики, но с уборкой рыбы команда все же не справлялась. На подвахту матросы выходили неохотно, так как платили им за работу гроши. Когда начинался шторм, хотя бы и небольшой, мы поднимали трал на борт, уходили к берегу и отстаивались на якоре у какого-нибудь становища, большею частью у Малооленье го. Здесь находилась фактория норвежца Пильфельда - приятеля и собутыльника нашего капитана. Став на якорь, мы спускали шлюпку, в нее сходил капитан, и мы отвозили его на факторию. В продолжение всей стоянки мы должны были два раза в день-утром и вечером - навещать капитана и справляться о его здоровье. Штурманы и механики, оставаясь на судне, тоже даром времени не теряли и пили не меньше, чем капитан на берегу. Каждое утро мы подходили на шлюпке к фактории, убеждались в великолепном само чувствии нашего капитана и вместе с распоряжением повторить наш рейс к вечеру, полу чали от него по стакану рома. На траулере для меня открылся новый мир. Как ни плохо был организован здесь про мысел, все же он не мог идти нив какое сравнение с ярусным ловом, к которому я, как и дру гие поморы, привык с детских лет. Там мы были привязаны к небольшому участку берега, не имели возможности выходить далеко в море. Наша жизнь ежедневно, ежечасно подвер галась опасности. Уловы были незначительные; иной раз неделями приходилось оставаться без заработка, так как треска не ловилась. Здесь же трал поднимал за один раз по 150-200 улов, который поморская артель не брала и за неделю. Когда рыба не лови- ‘" V C '- 'V ' * - ’ ѵ ' .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz