Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
представлял собой что-то среднее между блинами и оладьями, с хорошим же хлебом на промысле было туго*. Вскоре пополнилась Мурмансельдь купленной в Норвегии «Антарктикой» и сравнительно новой дизельной плавбазой «Атлантика» (мы столь подробно рассказываем об этих транспортных судах, потому что именно из них сфор мируется будущий Севрыбхолодфлот). В разные годы построенные в Польше рудовозы «Воркута», «М. Мельникайте», «Городецкий», «Архангельск» тоже использовались в качестве сельдяных плавбаз. Первоначально в районах промысла плавбазы стояли на якорях в укры тиях, а к ним швартовались рыбодобывающие суда. Однако уже в середине 1950-х годов, впервые в мировой практике, были осуществлены швартовки траулеров к плавбазам в открытом море, что позволило более эффективно использовать флот. При этом борта баз были защищены пневматическими плавучими кранцами. «Этот способ безопасной стоянки промысловых судов у плавбаз имел огромное значение для развития экспедиционного промысла во всех рыбодобывающих бассейнах нашей страны и позволил рыболовному флоту работать в отдалённых районах Северной и Южной Атлантики, а также на просторах Тихого океана, — пишет бывший руководитель ВРПО «Севрыба» М. И. Каргин. — Без решения проблемы безопасной стоянки промысловых су дов у плавбаз и транспортов невозможно было проводить грузовые операции в условиях открытого моря»**. Приход в середине 1950-х годов принципиально новых, крупных, технически более совершенных судов кормового траления открыл перед промысловиками возможности для увеличения добычи рыбы, расширения ассортимента и улуч шения качества рыбной продукции. БМРТ могли совершать длительные рейсы и доставлять в порт из каждого плавания около 600 тонн груза. Только сначала рыбу надо было выловить. А где? Для обеспечения активно развивающейся рыбной отрасли сырьевой базой организуются экспедиционные рейсы в новые для отечественного промысла районы Атлантики. Весной 1954 года траулеры «Севастополь» и «Одесса» отправились в Северо-Западную Атлантику (СЗА), где обследовали Большую Ньюфаундлендскую банку (БНБ). Особого промы слового успеха эта экспедиция не добилась, но положила начало освоению дальних районов. В 1955-1956 годы траулеры того же типа побывали на банке Розенгартен, на Фареро-Исландском пороге, обследовали воды, окружающие Исландию. В этих рейсах приобретался опыт работы в незнакомых районах, создавались промысловые планшеты, доставлялись в Мурманск новые для северян виды промысловых рыб***. В августе 1956 года большой морозильный траулер впервые пересек Атлан тический океан. Для БМРТ «Свердловск» под командованием П. П. Корехова это был необычный рейс: на борту траулера находился министр рыбной про мышленности Союза ССР А. А. Ишков с группой научных работников ВНИРО * Там же. ** Каргин М. И. Океанская вахта. Мурманск, 2010. *** С сайта ПИНРО: http://www.pinro.ru/. Часть первая, Время становления и расцвета
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz