Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

цепщиком, соломокопнилыциком в напарниках у взрослых. Помню и войну, оккупацию, постоянный страх. Кругом фашисты с оружием. Тогда и увидел, как стреляют в живых людей. Даже когда наши пришли, мы, дети, к ним не подходили. Боялись, ведь у них тоже были автоматы. Этот страх перед ору­ жием, перед военными долго потом не отпускал... Дорога к морю для степного казака была типичной по тем временам: услы­ шал о мурманской мореходке, вспомнил какой-то фильм о мужественных за­ полярных рыбаках — и поехал на Север. Впрочем, для поколения тридцатых годов особого выбора и не было. Чтобы вырваться из беспаспортной дерев­ ни к самостоятельной городской жизни, надо было молодежи уехать учиться. Парням легче — можно в морское или военное училище, на полное государ­ ственное обеспечение. Там и образование дадут, и на работу распределят куда нужно. — Поначалу тосковал. Южному человеку, привыкшему к бескрайним полям, яркой и буйной природе, солнцу, тяжело в Мурманске, — признается Кар­ гин. — Противный и постоянный дождь, пасмурная погода навевали тоску. Я, может, поэтому плохо учился — шла постоянная внутренняя борьба. Очень хотелось все бросить и уехать. Но сидело во мне это чувство: раз выбрал, решился — не меняй. Первый раз оно появилось, когда начал трудодни для нас с бабушкой зарабатывать. С тех пор чувство ответственности и тревога за результаты дела всегда со мной. Особенно угнетающим настроение было после первой практики. На палубе работал — вода ледяная за шиворот льет­ ся, в сапогах вечно мокро, от качки наизнанку выворачивает... Я и сейчас не вижу тяжелей судьбы рыбака. Чем объяснить факт довольно быстрого продвижения по службе? Време­ нем. И Его Величеством случаем. Кому как повезет. Возьмем абстрактного штурмана. Закончил он блестяще училище, работает хорошо. Вдруг на суд­ не — ЧП, трагедия. Погиб матрос. Штурман все делал правильно и по идее не виноват. Но ведь у нас так не бывает. И все, деловая репутация подмочена. И сколько таких «сюрпризов» нас ожидает в повседневной жизни... А мне везло. Везло на людей, на своих командиров, кто учил работать в море. Капи­ таном стал в 30 лет, потому что флот бурно развивался. «Севрыбхолодфлот» тогда пополнялся транспортами и плавбазами. Где брать кадры? Тогдашний начальник флота Бородулин не побоялся доверить его молодым. Нас много было, тридцатилетних капитанов... Были, были и у нас ошибки, но все понимали, что наказать, отстранить лег­ ко, а вот поправить, помочь... И поправляли, если надо было. Ну а потом уже взяли в ВРПО. Так здесь и оказался. Кстати, никогда не боролся за место — просто об этом не думал. Работая уже на берегу, продолжал постоянно мотать­ ся по морям. О своих назначениях узнавал там же, в море, из радиограмм. Эти воспоминания Каргина, чуть-чуть сдобренные моими наблюдениями, взяты из интервью с ним Светы Савиной, работавшей в «Рыбном Мурмане». Журналистом она была крепким и самостоятельным. Сумела даже руководи­ СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ. Книга третья цикла «Севрыба»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz