Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Руководством Севрыбхолодфлота были предприняты нетрадиционные, в какой-то мере рискованные шаги. Прежде всего, изменили дислокацию фло­ та. Например, плавбазы «Севрыба» и «Полярная звезда», до недавнего вре­ мени «прописанные» в Баренцевом море и слабо загружаемые рыбой для переработки, направили в исключительные экономические зоны других госу­ дарств для приемки уловов от иностранных рыбаков. Риск оправдался: задание ноября экипаж «Севрыбы» перевыполнил в полтора, а «Полярной звезды» — в два раза. В целом за ноябрь 1986 года плавбазы 87 % сырья получили от иностранных фирм. Аналогично шли дела и в декабре. Одновременно часть транспортных рефрижераторов, высвободившихся от перевозки рыбной продукции, объем которой с отставанием промысловых флотов сократился, переоборудовали для переработки рыбы. Так, ТР «Мала­ хитовый» отправился в Белое море, где занялся посолом сельди. Транспорт «Михайло Ломоносов» пошел к иностранным берегам. Значительный выигрыш получили на флоте, когда перешли к замене экипа­ жей в море или в ближайших к промыслу портах, без захода в Мурманск. Толь­ ко смена команд на плавбазах «Виктор Кингисепп» и «Арктика» дала экономию 80 судосуток, что позволило дополнительно выработать 670 туб пресервов и более 4 тыс. тонн другой пищевой продукции и рыбной муки. Это был прорыв. Давно беспокоило моряков недостаточно эффективное использование транспортных рефрижераторов. Их экипажи не были заинтересованы в полу- l b чении флотом прибыли. Но и в этом на флоте добились перелома, введя пре­ мирование за выполнение доходов на одни сутки рейсооборота. Чтобы стать действительным хозяином судна, экипажи стремились не допускать случаев возвращения в порт судов с неполными трюмами рыбопродукции, с остатками не выданного в районе промысла топлива и воды, тары и прочих снабженче­ ских грузов. И вскоре себестоимость в эксплуатации одного судна типа «Си­ бирь» снизилась на 18,3 %, типа «Карл Либкнехт» — на 11,2 %. Впервые суда типа «Сибирь» стали прибыльными. Каждое из таких начинаний было шагом навстречу хозрасчету, переходом на новые условия хозяйствования. Прибыль стала одним из важнейших показателей работы. Прежде она считалась лишь следствием хозяйственной деятельности, но не целью, а целью — план лю­ бой ценой*. В конце 1986 года труженики Севрыбхолодфлота рапортовали о досрочном выполнении плана первого года двенадцатой пятилетки по выработке пресер­ вов, выпуску пищевой рыбной продукции. Был выполнен план и по товарной продукции**. Однако другие показатели работы флота не радовали. «Причины наших неудач и провалов во многом объективны, — сказал начальник флота В. Ф. Корельский, подводя итоги года. — Но флот искал и находил пути выхода из самых трудных ситуаций. Располагая морально и физически устаревшими производственными мощностями, мы добились многого. И сумеем переломить ситуацию в лучшую сторону». * Корельский В. Ф. Вселенная моря, или На волнах судьбы. М., 2007. ** Газета «Рыбный Мурман» от 31 декабря 1986 года. 60 СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ. Книга третья цикла «Севрыба»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz