Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

бительское отношение промысловиков к обслуживающему их «Севхолоду» лишь обостряли конфликт. Изыскивая внутренние резервы, экипажи транс­ портных рефрижераторов стали переводить на хозрасчет, внедрив прогрес­ сивную систему создания стабильных коллективов: одно судно — один экипаж. При этом увеличивалась численность команды за счет дополнительных смен и вахт, которые подменяли находящихся в отпуске моряков основного экипа­ жа. В промысловых районах создавались специальные бригады по загрузке транспортов, а на судах оставались лишь те, кто нес вахты на переходах и швартовках. Чувствуя возросшее напряжение, моряки все жестче требовали: транспорт должен работать четко по плану, а за всякого рода дополнитель­ ные работы пусть расплачивается не экипаж, а непосредственный виновник непродуманных решений, то есть руководство флота... Именно в это непростое для рыбаков Северного бассейна время управле­ ние «Севрыбхолодфлот» возглавил В. Ф. Корельский. 4. Необходимость перемен В первой половине 1980-х годов, с первых попыток начать реформы по оздо­ ровлению экономики страны, на страницах мурманских газет развернулась дискуссия о роли и месте капитана в перестроечных процессах. Все понимали, что капитан судна — центральная фигура на флоте, что именно командиры судов должны были вывести работу экипажей на качественно новый уровень. В эти годы в Севрыбхолодфлоте ввели за правило: капитан судна отчитывает­ ся только перед начальником флота и его заместителями, а не держит ответ чуть ли не перед каждым чиновником управленческого аппарата. До минимума был сужен круг руководителей, с которыми капитан должен был решать свои вопросы после рейса и перед отходом в плавание. Если говорить о молодых капитанах, то на флоте понимали, что делая лишь один шаг по служебной лест­ нице вверх, вчерашний старпом оказывается в качественно новых условиях. Круг вопросов, которые приходится ему решать, расширяется необычайно. Опыт же приходит медленно, с годами. И пришло время специально «учить на капитанов», чем должна заниматься и флотская служба мореплавания. — Мой опыт говорит, что быть капитаном сегодня труднее, чем в недавние времена, еще и потому, что моряки в основной массе стали более образован­ ными, культурными, — утверждает В. Ф. Корельский. — Чтобы завоевать у них авторитет, без которого невозможно руководить коллективом, надо быть на голову выше, а желательно и на две, необходима высокая личная культу­ ра, предельная собранность. Этого многим не хватает, и свои прорехи лихим администрированием и блеском нашивок на погонах не компенсируешь. По­ рой ко мне приходит мысль, что капитаном надо родиться, что капитан — это образ жизни... В целом, думаю, наша кадровая политика дала положительные результаты. Флот работал стабильно, без каких-либо катастроф. А их было предостаточно в других бассейнах, особенно во времена М.С. Горбачёва с его «курсом на ускорение». 58 СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ. Книга третья цикла «Севрыба»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz