Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

него улов прямо из невода. С высоты штурманского мостика ход нашего пла­ вучего рыбоперерабатывающего предприятия с экипажем под двести чело­ век почти незаметен. Только кипящим молоком обжигает борта плавбазы и прилепившегося к ней транспорта сжатая корпусами судов вода. Трутся друг о друга огромные черные кранцы. Летящие наперерез чайки, словно летчики- камикадзе, ныряют под высокий нос судна. Радиолокатор показывает, что до кошельковиста осталось не больше трех кабельтов. Как-то сразу навалился туман, пошла зыбь. Неожиданно темным пятном — рукой подать! — показался сейнер. Малейший рывок невода может привести к потере улова, поэтому, подсушив невод, ловец лежит в дрейфе. Хотя нет, не лежит — он в постоянном движении вслед за плененным рыбным косяком. Медленно двадцатитысячетонная плавбаза приближается к трехсот­ тонному промысловому судну. Швартовка. Можно принимать улов. Еще не один день колонка сигнальных огней на мачте «Севрыбы» останется без из­ менений: красный — белый — красный. Семафор рабочих буден путины... Специализированные суда, к которым относится и «Полярная звезда», на флоте считались кузницей кадров. Переоборудованные под производство пре­ сервов в мелкой расфасовке, они были незаменимы на мойвенных путинах. На стабильность экипажей влияли как бы два подводных течения. Отток — за счет большого количества новичков, которые и попадали в первую очередь на эти невизированные суда, работающие только в Баренцевом море. Ведь молодому моряку хочется посмотреть мир, обогнуть «шарик» — с таким на­ строем и заработком не прельстишься, когда визу откроют. И приток — именно заработок (в иной рейс в два раза больше, чем у моряков неспециализиро­ ванных плавбаз) являлся причиной другого, встречного течения в деле фор­ мирования экипажей. Командный состав, при 70-80-процентной сменяемости рядового, в основном был постоянный. Им, «старичкам», и приходилось каж­ дый раз обучать новичков работе на напичканной различным оборудованием рыбофабрике. Да и само оборудование требовало постоянного ремонта. Вот и этот рейс «Полярная звезда» начала с переделок: на морозильных линиях поменяли оттаячные камеры, усовершенствовали транспортеры на фасовке рыбы, по-своему наладили упаковку готовой продукции, в пресервном цехе переделали участок мойки и сушки банок. Но все равно, как только пошла мойва — «не пошли» дорогостоящие станки по разделке рыбы на тушку. При­ шлось разделывать на старых ИРАх, которые обслуживают 24 человека. Труд ручной, безрадостный. Большие надежды возлагали моряки на севтехрыб- промовскую машину Озерова, которая уже прошла обкатку в море и заслу­ жила уважение обработчиков. Достаточно трех таких машин, и можно думать о переходе рыбофабрики плавбазы на нормальный восьмичасовой рабочий день. Но не тут-то было — на «Полярной звезде» люди работали по 14 часов в сутки. Ребята молодые, крепкие — выдерживали. «Но все равно тяжелова­ то, — вздыхает капитан-директор базы А. И. Чурилов. — Матросы даже в кино не ходят — устают, особенно в начале рейса». Часть первая, Время становления и расцвета

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz