Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

ЖИЛ-БЫЛ — Я... (послесловие автора-составителя) Жил-был — я. (Стоит ли обэтом?) Великий лирик, поэт-экспериментатор и мой земляк Семен Кирсанов сумел в середине XX века задать вопрос, который меня, сегодняшнего, очень волнует: «Стоит ли об этом?» Стоит ли рыться в газетных подшивках и старых книгах, чтобы узнать, какими людьми были наши предшественники? Чтобы по скудным биографическим данным можно было понять и домыслить их поступки, осознать величие и героизм их жизни? Речь идет в первую очередь о капитанах, тех, кто взял на себя смелость вывести в море вверенный ему корабль и экипаж, что­ бы вступить в единоборство со стихией. И выйти из этой схватки победителем, приведя судно в родной порт под флагами расцвечивания... Так стоит ли об этом, об этих людях вспоминать и писать книги? Один уважаемый мною мурманский рыбопромышленник в нашу последнюю встречу признался: - Это, конечно, хорошо, вряд ли кто скажет иное. Но подумай сам. Вот я лет пять читал лекции в нашей мореходке. По собственной воле и желанию расска­ зывал молодым людям о том, как мы в советские времена рыбачили и труди­ лись в море. И знаешь, что я понял, общаясь с курсантами? То, что им глубоко безразличны и мои рассказы, и та эпоха, в которой мы были молодыми. У них просто другие интересы. Времена изменились — сегодня никому не интерес­ ны те проблемы, на решение которых мы потратили свои жизни. Это грустно. Но это надо понять и попытаться принять... Наверное, он прав. Времена изменились. А ведь прошло-то всего три-четыре поколения с тех пор, когда молодые капитаны Поморья привели свои траулеры в Кольский залив, чтобы, базируясь в незамерзающем на зиму порту, круглого­ дично вести промысел в Баренцевом море. В 1930-е годы к ним, уже опытным поморским капитанам, пришли штурманцы, выпускники херсонской и одесской, астраханской и ростовской мореходок, специалисты с юга, из Прибалтики, Ле­ нинграда и Москвы. С дипломами и амбициями, они потеснили старую гвардию, возглавили экипажи траулеров, сделали их стахановскими. Потом была война. И послевоенные годы восстановления разрушенного. Города и флота. И вот десятки СРТ — из Мурманска и Калининграда — вышли в Северо-Западную Атлантику на дрифтерный лов. Через несколько лет к ним присоединились первые БМРТ, в Мировой океан отправились промысловые экспедиции из сотен судов различного типа. Вскоре районы промысла расширились до африканских и южно-американ- ских берегов Атлантики, а затем советский флот пришел в Тихий океан и Ан­ тарктическую зону. БАТы и ПСТ, плавбазы и ТРы — новейшие по тем временам траулеры и транспорты. А дальше...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz