Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
2. Несчастная контора «частная» — В откровенно трудном положении оказалось все хозяйство России, — пи шет генеральный директор Севрыбхолодфлота А. Ф. Леванов. — Но особенно сложно приходится тем предприятиям, что прошли через горнило приватизации и не имеют в настоящее время государственного пакета акций. Отношение к ним сегодня пренебрежительное — «частники». Хотя какие же мы «частни ки», если приватизировалось большинство из нас по второму варианту и 51 процент пакета акций изначально находился в руках коллектива? И можно ли назвать частником коллектив, в котором несколько тысяч человек? Но самое интересное, что этот коллектив выбирает руководителя, которому необходимо принимать порой весьма непопулярные решения, в первую очередь связанные с наказанием и увольнением прогульщиков, пьяниц, с ограничением зарплаты, в связи с необходимостью платить налоги и т. п. И вот рождаются разговоры, что приватизация ничего не дала, а только ухудшила ситуацию. Но ведь это не так! Частная собственность (подчеркиваю — частная!) всегда выступает более строгим экзаменатором нашей жизни. И если этот рычаг использовать как положено, эффект хозяйствования будет значительно выше, чем в былые не столь далекие времена коммунистического строительства. Но это — в теории. А на практике я в последнее время мученически искал ответ на вопрос вопросов: почему моряки, став практически хозяевами свое го предприятия, столь варварски относятся к судам, на которых работают? И превращаются пароходы понемногу в ржавое железо, что затем перекоче вывает в Испанию или Индию на металлолом или догнивает у причалов Мур манска. Но вот что интересно. С началом перестройки как-то незаметно исчез из выступлений руководителей всех рангов основной постулат жизни: чтобы хорошо жить, надо хорошо работать. Лишь трудом может быть создан тот об щественный продукт, который затем можно разделить. Вспомните выступле ния перестроечных и постперестроечных политиков: «надо потерпеть 2 -3 го да, а потом будет полегче». И вот уж второй десяток лет терпим, а лучше не становится. Потому что не терпеть и ждать надо, а упорно трудиться. А жизнь показала, что работать мы разучились, а, может, просто не умели, как поло жено. Многие объясняют это тем, что не хотят работать за мизерную зарплату. Но ведь зарплата-то выросла, а отношение к работе ухудшается из года в год. Не мы ли на всех углах твердили, что наши рыбаки самые трудолюбивые, рей сы у них самые длинные, а условия на судах — самые тяжелые? Правда, я в это не верил, и были у меня на то веские доказательства. Вспоминаю, как до покупки специализированного гребешколова «Скаллопер» мы в 1989 году сов местно с фарерцами осваивали квоту гребешка, используя их судно, где эки паж был сборный. Руководители (капитан, стармех, мастер лова) — фарерцы, остальные моряки — русские. Оплата труда там была значительно выше, чем на российских судах. Однако наши моряки больше месяца не выдерживали, списывались в порт, так как темпы работы были заданы высокие, а требова ния — жесткие. И сразу выяснилось кто чего стоит. Часть третья. ПЕРЕСТРОЙКА: АКЦИОНИРОВАНИЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz