Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

1980-е годы, вертолетные комплексы на плавбазах «Севрыба» и «Полярная звезда» пригодились для обеспечения ледовой разведки при ведении промы­ сла БМРТ зимой в районе Лабрадора и на мойвенных путинах в Баренцевом море. Именно на путинах судоводителям плавбаз проектов «Б-64» и «Б-69» (типа «Даурия» и «Профессор Баранов») пришлось осваивать совершенно но­ вые, еще не имевшие места в практике предыдущей работы методы и способы приемки уловов. Рыбу от ловцов принимали прямо из неводов в открытом море (этот метод впервые применили в 1967 году при работе с кошельковистами на облове атлантической сельди). То есть не кошельковисты подходили к базе, а махина водоизмещением 20 тысяч тонн шла на швартовку к СРТ. И благода­ ря этому улов, минуя борт промыслового судна, передавался по рыбонасосу прямо в бункер-накопитель плавбазы. Сокращалось время передачи улова, до минимума уменьшались затраты физического труда, то есть траулеры-ловцы получали резерв времени для поиска рыбы и промысла, а также возможность работать меньшей численностью экипажа. Mi: 5. Танкеры и учебные суда При создании Севрыбхолодфлот получил группу танкерных судов. В ее со­ ставе были специально приспособленные для перевозки пресной воды «водо­ леи», имелся и небольшой старенький топливный танкер «Уржум». Был принят на баланс танкер «Пирятин». Уже в первые два года своего существования флот получил с новостроя из Финляндии однотипные топливные танкеры «Дар- ница» и «Радий». И специалисты Севрыбхолодфлота умудрялись получать от этих судов двойную пользу. — Доставив топливо в район промысла (а это часто была Южная Атлантика или даже Индийский океан) и раздав его промысловым судам, танкеры долж­ ны были порожняком (как говорят моряки, «в балласте») следовать в порт за очередным грузом. Между тем на промысловых судах при удачной рыбалке довольно быстро заполнялись емкости для рыбной муки, и они вынуждены были прекращать ее выработку, — пишет Г. М. Бородулин. — Группа специа- листов-эксплуатационников во главе с заместителем начальника флота по эксплуатации Л. П. Левиным предложила использовать для транспортиров­ ки муки... танкеры — на обратном переходе в порт после выгрузки топлива. Эксперимент было поручено провести экипажам танкеров «Радий» (капитан В. В. Веденеев) и «Дарница» (капитан А. Ф. Артюков). Несмотря на новизну, сложность и ответственность задачи, оба экипажа отлично справились с по­ ставленной задачей. В первых рейсах каждый из них доставил в порт пример­ но по 900 тонн готовой для реализации рыбной муки хорошего качества без какого-либо запаха нефтепродуктов — так тщательно были очищены, пропа­ рены и промыты грузовые танки. Выполнить эти работы в условиях открытого моря, где часто штормит, стоило большого труда. Плановики подсчитали, что экономический эффект только от первых двух экспериментальных рейсов «Радия» и «Дарницы» в целом по главному управ- 34 СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ, Книга третья цикла «Севрыба»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz