Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).
Первый опыт работы так называ емым «щекинским методом» был осуществлен в 1970 году на ТР «Ир кутск» (капитан Ф. И. Чернявский) и «Северный ветер» (капитан П. И. Голубев), где штаты палубных ко манд были сокращены на восемь, а затем, по предложению самих же экипажей, на двенадцать человек. Работа по щекинскому методу бы ла распространена на все рефри жераторы типа «Сибирь», которых тогда на флоте было большинство. Это позволило высвободить 113 человек. В результате производительность труда по этой группе судов возросла на 9 процентов при росте заработной платы на 6,4 процента. Для перегрузки мороженой рыбы в море с промысловых судов нужно было вручную (как шутили моряки — «врукопашную») буквально бегом переносить короба весом 30-33 кг от просветов грузовых люков по всему трюму. Особен но тяжело приходилось на крупнотоннажных транспортных рефрижераторах типа «Прибой» и «Поляр», где объемы перегружаемой рыбы были в два раза больше, а трюмы значительно шире и длиннее. Флотские рационализаторы неоднократно пытались механизировать процесс перемещения коробов с ры бой в трюмах. В 1967 году на ТР «Хибинские горы» (капитан И. Б. Федоров) была осуществлена первая такая попытка. Судовые умельцы при активном и непосредственном участии старшего механика А. Г. Манжоса изготовили трубчатые рельсы и тележки к ним для перемещения стропов с мороженой рыбой по трюмам. На следующий год этот эксперимент был повторен на ТР «Василий Суриков». Но вся эта механизация, выполненная в полукустарных условиях судовых мастерских, выглядела довольно примитивно. Оставалась и большая доля тяжелого физического труда, ведь довольно тяжелую тележ ку со стропом рыбы необходимо было передвигать вручную. В 1971 году на ТР «Отто Гротеволь» (капитан С. В. Суворов) была сделана попытка исполь зовать в трюмах раздвижные пластинчатые транспортеры, но и на этот раз желаемого результата не получили. Самым правильным было бы предусматривать механизацию трюмов в про ектах и при заказе вновь строящихся судов. Но все прибывшие с новостроя рефрижераторы, строившиеся по заказам Минрыбхоза СССР специально для транспортировки мороженой рыбы с промысла в порт, не имели и малейших признаков механизации трюмов. Не было их даже на головном судне серии «Поляр» «Карл Либкнехт», спущенном на воду в 1970 году, то есть спустя че тырнадцать (!) лет с того времени, как начала применяться экспедиционная форма организации промысла в отдаленных районах Мирового океана с пе регрузкой мороженой рыбы на рефрижераторы... Часть первая. Время становления и расцвета
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz