Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

Первый опыт работы так называ­ емым «щекинским методом» был осуществлен в 1970 году на ТР «Ир­ кутск» (капитан Ф. И. Чернявский) и «Северный ветер» (капитан П. И. Голубев), где штаты палубных ко­ манд были сокращены на восемь, а затем, по предложению самих же экипажей, на двенадцать человек. Работа по щекинскому методу бы­ ла распространена на все рефри­ жераторы типа «Сибирь», которых тогда на флоте было большинство. Это позволило высвободить 113 человек. В результате производительность труда по этой группе судов возросла на 9 процентов при росте заработной платы на 6,4 процента. Для перегрузки мороженой рыбы в море с промысловых судов нужно было вручную (как шутили моряки — «врукопашную») буквально бегом переносить короба весом 30-33 кг от просветов грузовых люков по всему трюму. Особен­ но тяжело приходилось на крупнотоннажных транспортных рефрижераторах типа «Прибой» и «Поляр», где объемы перегружаемой рыбы были в два раза больше, а трюмы значительно шире и длиннее. Флотские рационализаторы неоднократно пытались механизировать процесс перемещения коробов с ры­ бой в трюмах. В 1967 году на ТР «Хибинские горы» (капитан И. Б. Федоров) была осуществлена первая такая попытка. Судовые умельцы при активном и непосредственном участии старшего механика А. Г. Манжоса изготовили трубчатые рельсы и тележки к ним для перемещения стропов с мороженой рыбой по трюмам. На следующий год этот эксперимент был повторен на ТР «Василий Суриков». Но вся эта механизация, выполненная в полукустарных условиях судовых мастерских, выглядела довольно примитивно. Оставалась и большая доля тяжелого физического труда, ведь довольно тяжелую тележ­ ку со стропом рыбы необходимо было передвигать вручную. В 1971 году на ТР «Отто Гротеволь» (капитан С. В. Суворов) была сделана попытка исполь­ зовать в трюмах раздвижные пластинчатые транспортеры, но и на этот раз желаемого результата не получили. Самым правильным было бы предусматривать механизацию трюмов в про­ ектах и при заказе вновь строящихся судов. Но все прибывшие с новостроя рефрижераторы, строившиеся по заказам Минрыбхоза СССР специально для транспортировки мороженой рыбы с промысла в порт, не имели и малейших признаков механизации трюмов. Не было их даже на головном судне серии «Поляр» «Карл Либкнехт», спущенном на воду в 1970 году, то есть спустя че­ тырнадцать (!) лет с того времени, как начала применяться экспедиционная форма организации промысла в отдаленных районах Мирового океана с пе­ регрузкой мороженой рыбы на рефрижераторы... Часть первая. Время становления и расцвета

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz