Севрыбхолодфлот : книга третья цикла «Севрыба» : время становления и расцвета (1965 - середина 1970-х годов) : работа в новых условиях (1970-е - 1980-е годы) : имена: капитанская элита : на рубеже веков (гибель флота) / Сев. рыбопромысловый бассейн ; [авт.-сост. В. С. Георги]. - Санкт-Петербург : Феникс, 2017. - 455 с. : ил., цв. ил., портр., карты. - (Капитаны рыбного хозяйства СССР).

ОРЛИКОВА Валентина Яковлевна* 19.02.1915, г. Сретенск в Забайкалье — 31.01.1986, г. Москва Герой Социалистического Труда (1960), капитан дальнего плавания. Выросла, окончила школу во Вла­ дивостоке. Трудовую деятельность начала подручной судосборщика на заводе «Дальзавод». Одновременно училась во Владивостокском водном техникуме. В 1932 году с родителями перее­ хала в Москву. В том же году уехала в Ленинград, где работала чертежни­ цей в конструкторском бюро Балтий­ ского завода и училась на рабфаке кораблестроительного института. По­ сле первого курса вернулась к родителям, работала на строительстве канала Москва-Волга. Осенью 1937 года вновь в Ленинграде, перевелась на судово­ дительский факультет института инженеров водного транспорта. Проходила практику на паруснике «Вега». С началом Великой Отечественной войны работала штурманом-практикан- том на одном из судов Балтийского пароходства. Участвовала в эвакуации ра­ неных из Таллинна в августе 1941 года. В феврале 1942 года получила диплом штурмана малого плавания и направление в Северное морское пароходство (Архангельск). С августа 1942 года работала на теплоходе «Двина» четвертым, третьим помощником капитана (переход в США через Исландию и Северную Атлантику, переход Нью-Йорк — Панамский канал — Сан-Франциско — Вла­ дивосток). Работала на линии Владивосток — США, перевозя военные грузы, совершила еще три рейса. В конце войны возвратилась в Балтийское паро­ ходство, ходила старшим помощником капитана в Швецию, Норвегию, Фин­ ляндию. Получила диплом штурмана дальнего плавания. В 1946 году была переведена в Москву в Наркомат рыбной промышленно­ сти. Через год уехала на Дальний Восток. Пять лет работала капитаном кито­ бойного судна «Шторм» в составе Курильской китобойной флотилии. С 1953 года — инженер-капитан в управлении флота Министерства рыбной промышленности СССР. С 1955 года в Мурманске. Стала первой в мире женщиной-капитаном боль­ шого морозильного траулера (БМРТ «Николай Островский», «Новиков-При- бой»). Капитан танкера «Пирятин», вместе с экипажем которого перешла в Севрыбхолодфлот. Имела авторитет грамотного промысловика, умелого су­ доводителя, опытного организатора и воспитателя моряков. * Конечно, в историю Северного рыбопромыслового бассейна В. Я. Орликова войдет как капитан- директор БМРТ Мурманского тралового флота. Но ее хотя и непродолжительная работа на танкере «Пирятин» позволяет нам гордиться тем, что Валентина Яковлевна была одним из первых капитанов Севрыбхолодфлота. 2 8 2 СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ. Книга третья цикла «Севрыба» В. Я. Орликова (фото 1940-х и 1980-х годов)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz